Главная - НДС - Предрейсовый медицинский осмотр водителей законодательство

Предрейсовый медицинский осмотр водителей законодательство


Предрейсовый медицинский осмотр водителей законодательство

Приказ Минздрава России от 15.12.2014 N 835н Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров


Настоящий Порядок определяет правила проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров.2. Предсменные, предрейсовые и послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся в отношении отдельных категорий работников в случаях, установленных Трудовым Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации .——————————— Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст. N 196-ФЗ).3. Требование о прохождении обязательных предрейсовых и послерейсовых

Предрейсовые и послерейсовые медосмотры водителей — порядок проведения

Они имеют законодательную силу в 2023 году.

7031; 2013, N 48, ст. 6165; N 52, ст. 6986) (далее — ТК РФ), Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 50, ст. 4873; 2013, N 52, ст. 7002) (далее — Федеральный закон от 10 декабря 1995 г.
Происшедшие перемены коснулись увеличения числа процедур, которые необходимо соблюдать и проходить водителю:

  1. осмотр работника за рулем перед выходом на смену;
  2. предрейсовый осмотр;
  3. после завершения рейса шофер также обязан пройти врача;
  4. уходя со смены, водитель должен отметиться у медика.

Нововведения жесткие, но они основываются на необходимости, диктуемой практикой.

А она такова, что многие нарушения приводят к авариям и человеческим жертвам. Усилились за последние годы и требования, предъявляемые к медикам, которые обследуют автомобилистов, а также к помещениям проведения осмотров. В частности, это лицензия и требования к кабинету предрейсового медицинского осмотра водителей, которые обязан иметь и соблюдать руководитель пункта осмотра.
Есть также своя специфика в отношении некоторых категорий работников:

Предрейсовый медосмотр для водителей – новый закон 2023

С этой целью должны быть дополнены «О безопасности дорожного движения». Последний раз законодательство о предрейсовых медицинских осмотрах (далее – ПМО) менялось в 2015 году.

1 мая 2015 года вступил в силу

«Об утверждении порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров»

.

внимание Несмотря на то, что Приказ № 835н вступил в силу в 2015 году, его положения актуальны и при проведении предрейсовых медосмотров в 2023 году.

Как установлено п. 9 «Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров» (далее – Порядок), все расходы по осуществлению медосмотра несет на себе наниматель. Индивидуальные предприниматели, самостоятельно осуществляющие перевозки, то есть являющиеся водителями, от осмотров не освобождаются.
Помимо указанного Приказа № 835н, вопрос ПМО регулируется:

  1. .
  2. ;

Также некоторые моменты, касающиеся выполнения предрейсовых медицинских осмотров, описаны в ст.

Предрейсовый медицинский осмотр водителей в 2023 году

Отметим, что во всех указанных источниках права, изданных Минздравом, есть положения, предписывающие работодателям использовать в целях фиксации результатов предрейсового медосмотра водителей специальный журнал регистрации.

При этом только в приказе Минздрава СССР № 555 присутствует рекомендуемая форма этого журнала. Образец журнала предрейсового медицинского осмотра водителей см. . Итак, самый свежий из указанных НПА, регулирующий проведение медосмотра водителей, — приказ Минздрава РФ № 835н.

Его положения актуальны также и для 2023 года. Главная особенность приказа Минздрава РФ № 835н в том, что он регламентирует проведение не только предрейсового, но и предсменного, послерейсового и послесменного осмотров сотрудников. Согласно этому приказу предрейсовые медосмотры обязательны для всех водителей, кроме тех, которые работают на машинах экстренных служб — для них обязательны только те медосмотры, которые относятся к предсменным.

Предрейсовый медицинский осмотр водителей: требование закона — условие безопасности

Со стороны все выглядит очень просто: по итогам осмотра водитель допускается или не допускается к работе, допуск (печать организации, проводившей осмотр) должен значиться в его маршрутном листе. На практике руководство транспортных компаний часто испытывает затруднения в обеспечении требований законодательства.

Предрейсовый медицинский осмотр — обязательное условие работы водителя в транспортной компании.

Это регламентируется рядом нормативно-правовых документов.

В их числе положения трудового законодательства (ст.

213 ТК РФ), Кодекса об Административных правонарушениях и Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (ст. 20 п. 1), а также письмо Минздрава РФ от 21 августа 2003 г. № 2510/9468-03-32 «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств». В общем случае рекомендован, но не является обязательным и послерейсовый осмотр, если его проведение считает уместным работодатель.

Законодательство по предрейсовым медицинским осмотрам

На это обращают внимание проверяющие инстанции (например, Трудовая Инспекция).

Правовая база медосмотров водителей регламентируется нормативными документами:

  1. распоряжениями и рекомендательными письмами уполномоченных лиц государства;
  2. указов;
  3. Федеральных законов;
  4. Трудового Кодекса;
  5. предписаний Минздрава и Минтранса РФ;
  6. постановлениями арбитражных судов.

Рассмотрим ту часть документа, которая касается , т. к. они являются обязательными для всех работающих водителей.

Исключения предусмотрены только для экстренных служб: их работникам предписывается обязательное предсменное медицинское освидетельствование.

В п.4 приложения указывается: осмотр проводится перед началом рабочего дня водителя.

  1. Согласно нормативному документу (Приказ Минтранса №15 от 20/08-04, п. 15), время прохождения медосмотра, инструктажа, технического состояния транспорта является рабочим.

Судебная практика по предрейсовым осмотрам

Водитель оформлен в этом качестве, и обязан иметь путевой лист.

Как быть с лицами, использующими ТС организации в служебных (личных) целях? Обратимся к ФЗ №196.

Понятие водитель – лицо, управляющее транспортом с любыми целями и в любом качестве.

Те, кто перевозят грузы, багаж, пассажиров, так и называются – перевозчиками.

Необходимо разделять эти понятия, и не применять законы, касающиеся перевозчиков, на всех лиц, управляющих ТС, то есть, всех водителей.

Это не только тот, кто оформлен по трудовому договору таковым, но и тот, кто на автомобиле принимает участие в дорожном движении. Независимо, кто находится за рулем служебного транспорта, он считается водителем и ему полагается иметь путевой лист, даже если это – генеральный директор.

Проведение предрейсового медицинского осмотра водителей

Исключение в таком случае могут составлять лица, работающие в качестве сотрудников транспорта экстренного назначения – для них подобный порядок также предусмотрен, но производятся все действия перед началом смены, на которую они заступают в порядке установленного рабочего графика; Обязательно проведение послерейсового осмотра для тех водителей, которые осуществляют перевозку грузов, представляющих опасность для окружающих; В том случае, если водитель является зарегистрированным индивидуальным предпринимателем и оказывает услуги по перевозке, ответственность за прохождение медицинского осмотра лежит исключительно на нем; Результаты проведения процедуры медицинскими работниками заносится в специальный журнал, который хранится на рабочем месте.

Законодательство о предрейсовых медосмотрах водителей

Соответственно, и все нарушения по части предрейсовых медицинских осмотров водителей, трактуются именно как нарушения правил охраны труда. А это уже влечет за собой не только административную, но и уголовную ответственность. Виновными в нарушениях трудового законодательства могут быть признаны медицинские организации, их руководство, медперсонал, руководители автотранспортных предприятий, а также все, кто связан с организацией и проведением медицинских мероприятий.

Так, если водитель из за проблем со здоровьем стал виновником ДТП, в котором серьезно пострадали люди, компетентные органы в первую очередь проверят, был ли должным образом проведен предрейсовый осмотр. И если выяснится, что при медосмотре были допущены грубые ошибки, либо он не был проведен вовсе, то незамедлительно будет заведено уголовное дело по статье 143 УК РФ.