Оглавление:
Настоящий Порядок определяет правила проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров.2. Предсменные, предрейсовые и послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся в отношении отдельных категорий работников в случаях, установленных Трудовым Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации .——————————— Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст. N 196-ФЗ).3. Требование о прохождении обязательных предрейсовых и послерейсовых
Они имеют законодательную силу в 2023 году.
Происшедшие перемены коснулись увеличения числа процедур, которые необходимо соблюдать и проходить водителю:
Нововведения жесткие, но они основываются на необходимости, диктуемой практикой.
Есть также своя специфика в отношении некоторых категорий работников:
С этой целью должны быть дополнены «О безопасности дорожного движения». Последний раз законодательство о предрейсовых медицинских осмотрах (далее – ПМО) менялось в 2015 году.
1 мая 2015 года вступил в силу
«Об утверждении порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров»
.
внимание Несмотря на то, что Приказ № 835н вступил в силу в 2015 году, его положения актуальны и при проведении предрейсовых медосмотров в 2023 году.
Помимо указанного Приказа № 835н, вопрос ПМО регулируется:
Также некоторые моменты, касающиеся выполнения предрейсовых медицинских осмотров, описаны в ст.
Отметим, что во всех указанных источниках права, изданных Минздравом, есть положения, предписывающие работодателям использовать в целях фиксации результатов предрейсового медосмотра водителей специальный журнал регистрации.
При этом только в приказе Минздрава СССР № 555 присутствует рекомендуемая форма этого журнала. Образец журнала предрейсового медицинского осмотра водителей см. . Итак, самый свежий из указанных НПА, регулирующий проведение медосмотра водителей, — приказ Минздрава РФ № 835н.
Со стороны все выглядит очень просто: по итогам осмотра водитель допускается или не допускается к работе, допуск (печать организации, проводившей осмотр) должен значиться в его маршрутном листе. На практике руководство транспортных компаний часто испытывает затруднения в обеспечении требований законодательства.
Предрейсовый медицинский осмотр — обязательное условие работы водителя в транспортной компании.
Это регламентируется рядом нормативно-правовых документов.
В их числе положения трудового законодательства (ст.
На это обращают внимание проверяющие инстанции (например, Трудовая Инспекция).
Правовая база медосмотров водителей регламентируется нормативными документами:
Рассмотрим ту часть документа, которая касается , т. к. они являются обязательными для всех работающих водителей.
Исключения предусмотрены только для экстренных служб: их работникам предписывается обязательное предсменное медицинское освидетельствование.
В п.4 приложения указывается: осмотр проводится перед началом рабочего дня водителя.
Водитель оформлен в этом качестве, и обязан иметь путевой лист.
Как быть с лицами, использующими ТС организации в служебных (личных) целях? Обратимся к ФЗ №196.
Понятие водитель – лицо, управляющее транспортом с любыми целями и в любом качестве.
Те, кто перевозят грузы, багаж, пассажиров, так и называются – перевозчиками.
Необходимо разделять эти понятия, и не применять законы, касающиеся перевозчиков, на всех лиц, управляющих ТС, то есть, всех водителей.
Это не только тот, кто оформлен по трудовому договору таковым, но и тот, кто на автомобиле принимает участие в дорожном движении. Независимо, кто находится за рулем служебного транспорта, он считается водителем и ему полагается иметь путевой лист, даже если это – генеральный директор.
Исключение в таком случае могут составлять лица, работающие в качестве сотрудников транспорта экстренного назначения – для них подобный порядок также предусмотрен, но производятся все действия перед началом смены, на которую они заступают в порядке установленного рабочего графика; Обязательно проведение послерейсового осмотра для тех водителей, которые осуществляют перевозку грузов, представляющих опасность для окружающих; В том случае, если водитель является зарегистрированным индивидуальным предпринимателем и оказывает услуги по перевозке, ответственность за прохождение медицинского осмотра лежит исключительно на нем; Результаты проведения процедуры медицинскими работниками заносится в специальный журнал, который хранится на рабочем месте.
Соответственно, и все нарушения по части предрейсовых медицинских осмотров водителей, трактуются именно как нарушения правил охраны труда. А это уже влечет за собой не только административную, но и уголовную ответственность. Виновными в нарушениях трудового законодательства могут быть признаны медицинские организации, их руководство, медперсонал, руководители автотранспортных предприятий, а также все, кто связан с организацией и проведением медицинских мероприятий.
Так, если водитель из за проблем со здоровьем стал виновником ДТП, в котором серьезно пострадали люди, компетентные органы в первую очередь проверят, был ли должным образом проведен предрейсовый осмотр. И если выяснится, что при медосмотре были допущены грубые ошибки, либо он не был проведен вовсе, то незамедлительно будет заведено уголовное дело по статье 143 УК РФ.