Оглавление:
Обосновывается идея изменения подхода к преамбуле, в частности, обосновывается необходимость наполнения преамбулы положениями, которые отражают цель правового регулирования, краткий анализ состояния ранее урегулированных прежними актами общественных отношений, а также ожидаемые результаты от введения в действие акта. Это позволит повысить качество проектов нормативных актов, ответственность разработчиков за их подготовку.
Ключевые слова: преамбула, закон, нормативный акт, качество законодательства, правила подготовки актов.
The paper paid attention to such an important structural element of the normative legal act as a preamble, ie, the introductory part of the act.
The dynamics of the legislation, as well as scientists’ views on the place and role of the preamble of the act.
Substantiates the idea of changing the approach to the preamble, in particular the necessity of filling preamble
По данным Правового управления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации не более 15% от общего числа внесенных органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации законопроектов принимаются ее, одобряются Советом Федерации и подписываются Президентом России. В 2009 году на рассмотрении в Государственной думе находилось около одной тысячи законопроектов, внесенных законодательными органами субъектов Российской Федерации в 1996-2009 годах (в том числе совместно с другими субъектами права законодательной инициативы).
Любой правовой акт, так же как и закон, должен иметь наименование органа, его принявшего.
Тем самым создается соответствующая иерархия нормативно-правовых актов по их юридической силе. Следует иметь в виду, что все правовые акты обязательны, но юридическая сила их различна. 2. Название закона. Каждый закон (равно как и любой правовой акт) должен иметь название, что позволяет сразу же определить его предмет, круг регулируемых общественных отношений.
При этом название закона следует формулировать максимально кратко, лаконично отражать его основное содержание. Бывают, однако, случаи, когда длинного названия закона трудно или даже нельзя избежать.
Тогда целесообразно давать короткие подзаголовки. Требование законодательной техники относительно краткости названия закона связано с необходимостью быстро ориентироваться в обширном законодательном материале. Название закона, регулирующего определенный
Н.
Новгород, Анкудиновское шоссе, 3. Зал ученого совета. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Нижегородской академии МВД России. Автореферат разослан 24 февраля 2011 года.
Ученый секретарь диссертационного совета кандидат юридических наук, доцен Миловидова М.А. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность диссертационного исследования обусловливается целым рядом объективных и субъективных факторов.
Налицо резкий рост числа нормативных правовых актов, которые содержат преамбулы.
Темпы современного федерального и регионального законотворчества намного превосходят темпы прежнего советского правотворчества.
Т.)
Например, в Кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка закреплено, что нормы Кодекса «как таковые, не будут иметь практической ценности до тех пор, пока их содержание и значение посредством обучения и подготовки их путем осуществления контроля не станут частью кредо каждого должностного лица по поддержанию правопорядка…».
Та или иная идеологическая детерминация принятия внутригосударственного законодательного акта или международно-правового акта текстуально выражается обычно такими семиотическими приемами, как «принимая во внимание», «сознавая», «признавая», «в соответствии с принципами, провозглашенными в Уставе Организации Объединенных Наций» и др. Многие действующие конституции снабжены преамбулами (см., например, конституции Ирландии (1937), Французской Республики (1958), Португальской Республики (1976), Испании (1978), Турецкой Республики (1982), Чешской Республики (1992), Республики Польша (1997), Швейцарской конфедерации (1999) и др.).
Структура и виды нормативно-правовых актов определяются в порядке правотворчества — особой процедуры, применяемой строго определенными субъектами.Нормативный акт характерен для стран с романо-германской правовой системой. Это доминирующий, базовый источник права.
Какими признаками обладает нормативный правовой акт?
Структура нормативного документа чаще всего выстраивается из трех частей: преамбула, основная часть и заключение.
Это не обязательное правило, хоть и является частым признаком рассматриваемого документа.Зал ученого совета.
Налицо резкий рост числа нормативных правовых актов, которые содержат преамбулы. Темпы современного федерального и регионального законотворчества намного превосходят темпы прежнего советского правотворчества По оценке специалистов, за период с 1917 по 1990 годы было принято около 300 законов.
С мая 1990 года по май 1998 года на федеральном уровне принято уже более 900 законов. За период с 1 января 2000 года по 1 марта 2010 принято более федеральных законов и более законов субъектов Российской Федерации’.
За период
Не следует думать, что заголовок — просто реквизит нормативного акта (и относится только к его внешней форме). Он выполняет куда более значительную роль: представляет собой одно из средств выражения смысла определенной группы юридических норм, поэтому его одновременно следует относить и к внутренней форме нормативного акта. Цель заголовка — лаконично отразить основную идею нормативного акта, его тематику.
Основные требования к заголовку нормативного акта таковы: точность. Это означает, что он должен весьма определенно отражать содержание закона.
Если проанализировать Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», можно сделать вывод, что центр тяжести в нем падает на регулирование безработицы и выплату пособий по безработице.
Однако по названию Закона этого нельзя даже предположить. Неточное название, скорее всего, сделано умышленно. Дело в том, что
И уже совершенно недопустимо сопровождение одной статьи закона несколькими примечаниями.
Поскольку примечания затрудняют восприятие законов и пользование ими, следовательно, в законодательстве их нужно использовать только в исключительных случаях.
Только в особых случаях, когда нормативное положение носит дополнительный, толковательный характер, выделяется по смыслу из общей канвы акта, закрепление его в нормативном акте в качестве примечания к статье теоретически возможно.