Главная - НДС - Общая характеристика преамбулы нормативного акта

Общая характеристика преамбулы нормативного акта


Общая характеристика преамбулы нормативного акта

Роль и значение преамбулы нормативного правового акта для обеспечения системности правового регулирования Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»


Обосновывается идея изменения подхода к преамбуле, в частности, обосновывается необходимость наполнения преамбулы положениями, которые отражают цель правового регулирования, краткий анализ состояния ранее урегулированных прежними актами общественных отношений, а также ожидаемые результаты от введения в действие акта. Это позволит повысить качество проектов нормативных актов, ответственность разработчиков за их подготовку.

Ключевые слова: преамбула, закон, нормативный акт, качество законодательства, правила подготовки актов.

The paper paid attention to such an important structural element of the normative legal act as a preamble, ie, the introductory part of the act.

The dynamics of the legislation, as well as scientists’ views on the place and role of the preamble of the act.

Substantiates the idea of changing the approach to the preamble, in particular the necessity of filling preamble

Преамбула нормативного правового акта: проблемы теории и практики тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 12.00.01, кандидат юридических наук Лутова, Лариса Кареновна

По данным Правового управления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации не более 15% от общего числа внесенных органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации законопроектов принимаются ее, одобряются Советом Федерации и подписываются Президентом России. В 2009 году на рассмотрении в Государственной думе находилось около одной тысячи законопроектов, внесенных законодательными органами субъектов Российской Федерации в 1996-2009 годах (в том числе совместно с другими субъектами права законодательной инициативы).

В 1996 году ими 1 См.: Нестеренко И.А. Правотворчество в Российской Федерации. — М., 2011. — С. 4. По данным Л.В. Пирожковой, «на региональном уровне в настоящее время принято и действует более 50 тысяч нормативных правовых актов». См.: Пирожкова Л.В. Типология законов субъектов Российской Федерации: конституционные вопросы: Автореф.

Структура нормативного акта

Любой правовой акт, так же как и закон, должен иметь наименование органа, его принявшего.

Тем самым создается соответствующая иерархия нормативно-правовых актов по их юридической силе. Следует иметь в виду, что все правовые акты обязательны, но юридическая сила их различна. 2. Название закона. Каждый закон (равно как и любой правовой акт) должен иметь название, что позволяет сразу же определить его предмет, круг регулируемых общественных отношений.

При этом название закона следует формулировать максимально кратко, лаконично отражать его основное содержание. Бывают, однако, случаи, когда длинного названия закона трудно или даже нельзя избежать.

Тогда целесообразно давать короткие подзаголовки. Требование законодательной техники относительно краткости названия закона связано с необходимостью быстро ориентироваться в обширном законодательном материале. Название закона, регулирующего определенный

Преамбула нормативного правового актатекст автореферата и тема диссертации по праву и юриспруденции 12.00.01 ВАК РФ

Н.

Новгород, Анкудиновское шоссе, 3. Зал ученого совета. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Нижегородской академии МВД России. Автореферат разослан 24 февраля 2011 года.

Ученый секретарь диссертационного совета кандидат юридических наук, доцен Миловидова М.А. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность диссертационного исследования обусловливается целым рядом объективных и субъективных факторов.

Налицо резкий рост числа нормативных правовых актов, которые содержат преамбулы.

Темпы современного федерального и регионального законотворчества намного превосходят темпы прежнего советского правотворчества.

По оценке специалистов, за период с 1917 по 1990 годы было принято около 300 законов. С мая 1990 года по май 1998 года на федеральном уровне принято уже более 900 законов. За период с 1 января 2000 года по 1 марта 2010 принято более 2 830 федеральных законов и более 90 000 законов субъектов Российской Федерации1.

§ 2. Подготовка преамбул нормативных правовых актов (Чернобель Г.

Т.)

Например, в Кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка закреплено, что нормы Кодекса «как таковые, не будут иметь практической ценности до тех пор, пока их содержание и значение посредством обучения и подготовки их путем осуществления контроля не станут частью кредо каждого должностного лица по поддержанию правопорядка…».

Та или иная идеологическая детерминация принятия внутригосударственного законодательного акта или международно-правового акта текстуально выражается обычно такими семиотическими приемами, как «принимая во внимание», «сознавая», «признавая», «в соответствии с принципами, провозглашенными в Уставе Организации Объединенных Наций» и др. Многие действующие конституции снабжены преамбулами (см., например, конституции Ирландии (1937), Французской Республики (1958), Португальской Республики (1976), Испании (1978), Турецкой Республики (1982), Чешской Республики (1992), Республики Польша (1997), Швейцарской конфедерации (1999) и др.).

Структура нормативно-правового акта: понятие, закон и особенности

Структура и виды нормативно-правовых актов определяются в порядке правотворчества — особой процедуры, применяемой строго определенными субъектами.Нормативный акт характерен для стран с романо-германской правовой системой. Это доминирующий, базовый источник права.

Какими признаками обладает нормативный правовой акт?

Структура нормативного документа чаще всего выстраивается из трех частей: преамбула, основная часть и заключение.

В России он имеет несколько основных форм, хотя структура нормативно-правового акта неизменна.Рассматриваемый документ носит официальный характер. Он содержит в себе юридические нормы, которые регулируют общественные отношения.
Это не обязательное правило, хоть и является частым признаком рассматриваемого документа.

ПРЕАМБУЛА НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО АКТА (проблемы теории и практики)

Зал ученого совета.

Вторая особенность нормативного акта — его официальный характер.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Нижегородской академии МВД России. Автореферат разослан 24 февраля 2011 года. Ученый секретарь диссертационного совета кандидат юридических наук, доцент^. // >С-Миловидова М.А.3 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность диссертационного исследования обусловливается целым рядом объективных и субъективных факторов.

Налицо резкий рост числа нормативных правовых актов, которые содержат преамбулы. Темпы современного федерального и регионального законотворчества намного превосходят темпы прежнего советского правотворчества По оценке специалистов, за период с 1917 по 1990 годы было принято около 300 законов.

С мая 1990 года по май 1998 года на федеральном уровне принято уже более 900 законов. За период с 1 января 2000 года по 1 марта 2010 принято более федеральных законов и более законов субъектов Российской Федерации’.

За период

Юридическая техника

Не следует думать, что заголовок — просто реквизит нормативного акта (и относится только к его внешней форме). Он выполняет куда более значительную роль: представляет собой одно из средств выражения смысла определенной группы юридических норм, поэтому его одновременно следует относить и к внутренней форме нормативного акта. Цель заголовка — лаконично отразить основную идею нормативного акта, его тематику.

Основные требования к заголовку нормативного акта таковы: точность. Это означает, что он должен весьма определенно отражать содержание закона.

Если проанализировать Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», можно сделать вывод, что центр тяжести в нем падает на регулирование безработицы и выплату пособий по безработице.

Однако по названию Закона этого нельзя даже предположить. Неточное название, скорее всего, сделано умышленно. Дело в том, что

10.2 Структура нормативно – правового акта.

И уже совершенно недопустимо сопровождение одной статьи закона несколькими примечаниями.

Поскольку примечания затрудняют восприятие законов и пользование ими, следовательно, в законодательстве их нужно использовать только в исключительных случаях.

Только в особых случаях, когда нормативное положение носит дополнительный, толковательный характер, выделяется по смыслу из общей канвы акта, закрепление его в нормативном акте в качестве примечания к статье теоретически возможно.