Оглавление:
Когда вы, не успев ничего сказать, вопросительно и удивленно посмотрели на учащегося, который засмеялся, он, смотря вам прямо в глаза, заявил: «Мне всегда смешно глядеть на вас и хочется смеяться, когда вы начинаете вести занятия». Как вы отреагируете на это? Выберите и отметьте подходящий вариант словесной реакции из числа предложенных ниже.
Ваша реакция: 1. «Твое дело — учиться, а не учить учителя». 2.
«Таких, как ты, я, конечно, ничему не смогу научить»
.
3.
«Может быть, тебе лучше перейти в другой класс или учиться у другого учителя?»
4.
Объектом социальной педагогики является процесс развития человека в социуме на основе всей совокупности его социальных взаимодействий. Предметом социальной педагогики выступает социальное воспитание, его цели, содержание, сущность, принципы, методы и формы осуществления.
С появлением в воспитании ситуативного подхода в нашей жизни появились понятия «педагогическая ситуация» и «педагогическая задача». Педагогическая ситуация — это факт, жизненная история, с которой воспитатель столкнулся в повседневной работе и которая породила педагогические задачи, требующие решения. Главная задача социальной педагогики — передать вступающим в жизнь поколениям социальный опыт, накопленный предшествующими поколениями, всем человечеством в целом.
Одни педагогические ситуации (штатные) встречаются часто, они позволяют в процессе анализа действий учащихся быстро сформулировать педагогические задачи, решить их и ликвидировать эти ситуации.
Детям самостоятельно гулять во дворе без родителей почти невозможно, а при родителях дети ведут себя иначе, потому что взрослые постоянно вмешиваются в процесс общения, навязывая свои поведенческие формы – социализации не происходит, общение перестает быть спонтанным.
Дворовые социализации исчезли. Основным фактором современной цивилизации, оказывающим колоссальное влияние на содержание современного детства, стал стремительный рост новых технологий, в первую очередь – информационных.
Огромное число дошкольников пользуется интернетом, проводит много времени с различными гаджетами, которые во многом заменяют им игры со сверстниками и в то же время поглощают время для самостоятельных игр. Известно, что социализация происходит в основном тогда, когда ребенок проявляет собственную инициативу, когда имеет место непрогнозируемая ситуация.
На платье учительницы Витя замечает украшение из янтаря и тут же в сторону бросает реплику: «Подумаешь, канифоль нацепила».
На голове у него стул. Весь класс озорливо поглядывает то на учительницу, то на ученика и ждет ее реакции. Возможный вариант ответа для учителя: «Что, уже и этим местом сидят?» Класс взрывается от смеха. Ученик покраснел. Он явно смущен и теперь не знает, что делать.
Учитель же, как ни в чем не бывало, начинает урок. Стул поставлен на место. Ситуация «Опоздание» Наташа регулярно опаздывает на первый урок.
Вот и сегодня в очередной раз (неизвестно какой по счету) она входит в класс через 15 минут после звонка, когда урок в самом разгаре.
Как вы отреагируете на это?
Ваша реакция: 1. «Твое дело — учиться, а не учить учителя».
2.
«Таких, как ты, я, конечно, ничему не смогу научить»
. 3.
«Может быть, тебе лучше перейти в другой класс или учиться у другого учителя?»
4. «Тебе просто не хочется учиться».
5. «Мне интересно знать, почему ты так думаешь». 6. «Давай поговорим об этом подробнее.
В моем поведении, наверное, есть что-то такое, что наводит тебя на подобную мысль».
Как вы отреагируете на это?
Выберите и отметьте подходящий вариант словесной реакции из числа предложенных ниже. 1. «Вот тебе и на!» 2. «А что тебе смешно?» 3. «Ну, и ради бога!» 4. «Ты что, дурачок?» 5.
«Люблю веселых людей». 6. «Я рад (а), что создаю у тебя веселое настроение». 7. Ситуация 2 В самом начале занятия или уже после того, как вы провели несколько занятий, учащийся заявляет вам:
«Я не думаю, что вы, как педагог, сможете нас чему-то научить»
.
Ваша реакция: 1. «Твое дело — учиться, а не учить учителя».
7. Ситуация 3 Учитель дает учащемуся задание, а тот не хочет его выполнять и при этом заявляет: «Я не хочу это делать!» — Какой должна быть реакция учителя? 1.
Когда вы, не успев ничего сказать, вопросительно и удивленно посмотрели на учащегося, который засмеялся, он, смотря вам прямо в глаза, заявил: «Мне всегда смешно глядеть на вас и хочется смеяться, когда вы начинаете вести занятия». Как вы отреагируете на это? Выберите и отметьте подходящий вариант словесной реакции из числа предложенных ниже.
1. «Вот тебе и на!» 2. «А что тебе смешно?» 3.
«Ну, и ради бога!» 4. «Ты что, дурачок?» 5.
«Люблю веселых людей». 6. «Я рад(а), что создаю у тебя веселое настроение». 7. Часть I. Психологическая диагностика Ситуация 2 В самом начале занятия или уже после того, как вы провели несколько занятий, учащийся заявляет вам:
«Я не думаю, что вы, как педагог, сможете нас чему-то научить»
.
Ваша реакция: 1. «Твое дело — учиться, а не учить учителя».
2.
«Таких, как ты, я, конечно, ничему не смогу научить»
. 3.
«Может быть, тебе лучше перейти в другой класс или учиться у другого учителя?»
4.
Как вы отреагируете на это?
Выберите и отметьте подходящий вариант словесной реакции из числа предложенных ниже. 1. «Вот тебе и на!» 2. «А что тебе смешно?» 3.
«Ну, и ради бога!» 4. «Ты что, дурачок?» 5. «Люблю веселых людей». 6. «Я рад (а), что создаю у тебя веселое настроение».
7. Ситуация 2 В самом начале занятия или уже после того, как вы провели несколько занятий, учащийся заявляет вам:
«Я не думаю, что вы, как педагог, сможете нас чему-то научить»
. Ваша реакция: 1. «Твое дело — учиться, а не учить учителя». 2.
«Таких, как ты, я, конечно, ничему не смогу научить»
.
3.
«Может быть, тебе лучше перейти в другой класс или учиться у другого учителя?»
4. «Тебе просто не хочется учиться». 5. «Мне интересно знать, почему ты так думаешь».
6. «Давай поговорим об этом подробнее. В моем поведении, наверное, есть что-то такое, что наводит тебя на подобную мысль».
7. Ситуация 3 Учитель дает учащемуся задание, а тот не хочет его выполнять и при этом заявляет: «Я не хочу это делать!» — Какой должна быть реакция учителя? 1.
Внимательно прочитайте описание каждой ситуации и предложите Ваш вариант действий для их конструктивного разрешения. На выполнение задания Вам дается 1.5 часа.
При оценке результатов будет учитываться конструктивность и обоснованность предложенного Вами способа разрешения сложившейся ситуации: умение оперативно сориентироваться в ситуации и причинах ее возникновения; умение выбрать обоснованный ориентир для выстраивания собственного поведения, умение поставить и реализовать педагогические цели и задачи в различных, даже неожиданных ситуациях; умение учитывать особенности обучающихся; умение выработать и реализовать способ педагогического воздействия для разрешения сложившейся ситуации; умение предвидеть результаты воздействия.