Главная - Завещание - Особенности управления осуществляемого органами исполнительной власти

Особенности управления осуществляемого органами исполнительной власти


Вопрос 1. Исполнительная власть: содержание, признаки, функции, субъекты. Принципы организации и функционирования исполнительной власти.

Исполнительная власть и государственное управление.


3 Конституции РФ, означает, что народ является носителем суверенитета и единственным источником власти, он реализует свою власть непосредственно и через органы государственной власти, в том числе органы исполнительной власти и органы местного самоуправления.

Принцип социальной справедливости (ст. 2, 7 Конституции РФ) закреплен в социальной политике государства, которая направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Принцип демократизма отражен в ст. 1, 3, 12, 31, 32 и др. Конституции РФ. Реализация этого принципа демократизма осуществляется в двух основных формах: непосредственная — в референдумах, свободных выборах, собраниях, конференциях, сходах граждан, подачах петиций (коллективные обращения граждан по совершенствованию законодательства) и др.; представительная — через выборные органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Понятие органа исполнительной власти, исполнительного органа.

Характерные черты органов исполнительной власти

Все их можно разделить на две группы. Первая группа дает определение в широком смысле: государственное управление как организующее воздействие всего государственного аппарата на широкий спектр общественных отношений всеми доступными для государства способами.

В узком смысле государственное управление — это непосредственное исполнительно-распорядительное воздействие той части государственного аппарата, которая предназначена для непосредственного воплощения в жизнь государственного курса, т.е. деятельность органов исполнительной власти и иных субъектов, наделенных соответствующими исполнительно-распорядительными полномочиями (например, Президента России, Прокуратуры РФ и др.) Именно в этом узком смысле следует понимать государственное управление, когда речь идет об административном праве. В этом смысле «государственное управление» соотносится с понятием «исполнительная власть», являющимся ключевым в действующем административном законодательстве.

Исполнительная власть и государственное управление

Необходимыми атрибутами государственного управления являются нормотворчество, реализация властных полномочий и мер государственного принуждение, регулирование и т. д. Понятие «исполнительная власть» является более узким по отношению к понятию «государственное управление», так как исполнительная власть производна от государственного управления; эффективность ее функционирования находится в прямой зависимости от уровня организации системы государственного управления.

Вместе с тем исполнительная власть определяет объем и характер властных полномочий, реализуемых в процессе государственно-управленческой деятельности и местного самоуправления. Органы исполнительной власти составляют базу организационной структуры государственного управления и оказывают непосредственное управляющее воздействие на различные общественные процессы, поведение и деятельность людей. Исполнительная власть осуществляется в форме управления и посредством управленческих процедур.

Тема 8. Государственные органы исполнительной власти (органы государственного управления): система и компетенция

Полномочия органа государственной власти — это его права и обязанности в отношении принятия правовых актов, а также осуществления иных государственно-властных действий. Основы компетенции органов исполнительной власти и других управляющих субъектов закреплены в Конституции, федеральных законах и законах субъектов Федерации и далее детализируются и конкретизируются в различных нормативных правовых актах — Уставах, Положениях, должностных инструкциях.Компетенция любого органа исполнительной власти (как, впрочем, и любого другого субъекта управления) как достаточно сложное организационно-юридическое понятие включает в себя четыре обязательных элемента: цели и задачи деятельности органа; обеспечивающие решение этих задач функции управления; полномочия или права и обязанности органа в осуществлении закрепленных за ним управленческих функций; организационные и правовые формы и методы деятельности.Цели и задачи — область должного, очерчивающая в общем плане отрасль, сферу, предмет деятельности органа (управление отраслью или сферой управления, осуществление контрольно-надзорной деятельности, рассмотрение дел об административных правонарушениях и т.д.).

Порядок формирования органов исполнительной власти

Учебник / Под ред.

— С. 73-74.

  • 2. По субъекту, в ведении которого находится право формировать органы:
    1. б) органы исполнительной власти, которые формируются самими субъектами Российской Федерации на основании положений Конституции Российской Федерации, конституций и законов субъектов Российской Федерации. Право образования этих органов отнесено к ведению субъектов Российской Федерации.
    2. а) органы исполнительной власти, которые формируются самой Российской Федерацией в соответствии с конституционными положениями, отнесшими процедуру образования этих органов к ведению Федерации. Следовательно, к этой группе принадлежат лишь федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы;
  • 3.

    Симухина В.Д. — Волгоград, 2013.
    По способу и процедуре формирования органов:

    1. а) органы руководители, которых избираются населением на соответствующей территории;
  • Исполнительная власть в системе государственного управления

    Заседания Правительства РФ проводятся не реже одного раза в месяц.

    Заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры должны участвовать в заседаниях лично. В случае невозможности их участия в заседании они информируют об этом Председателя Правительства РФ. В заседаниях Правительства РФ вправе принимать участие представители палат Федерального Собрания, Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Генеральнойпрокуратуры РФ, Счетной палаты РФ, Центрального Банка РФ и иные лица, если это предусмотрено российским законодательством.
    Правительство РФ может рассматривать отдельные вопросы на своих закрытых заседаниях.

    В качестве постоянно органа Правительства для решения оперативных вопросов создается Президиум Правительства РФ, в который входят председатель Правительства, его заместители, министр иностранных дел, министр внутренних дел, министр обороны и ряд других министров.

    Органы исполнительной власти

    По содержанию деятельности отличаются органы общей и специальной компетенции.

    Органы общей компетенции: президентуры, правительства, администрации несут ответственность за положение дел в соответствующем государстве, области, крае, городе федерального значения, округе.

    Они руководят многими органами отраслевой и функциональной компетенции, работу которых они объединяют.

    Они выполняют все общие административные функции. Органы специальной компетенции осуществляют отраслевое (внутриведомственное) либо межотраслевое (функциональное, межведомственное) управление, либо одновременно и то и другое. Так, Министерство здравоохранения Российской Федерации руководит подведомственными учреждениями и органами здравоохранения и осуществляет межотраслевое руководство медицинскими службами МВД, Министерства обороны.

    Таким образом, различаются органы специальной, отраслевой, функциональной, смешанной компетенции.

    Понятие органа исполнительной власти

    В круг государственных организаций включаются государственные предприятия, государственные учреждения и, наконец, государственные органы.

    Государственное предприятие — коллектив людей, объединяемый в целях осуществления совместной деятельности хозяйственного характера (производство, услуги и т.п.). Это, например, государственные казенные заводы. Государственное учреждение — коллектив людей, объединяемый в целях осуществления социально-культурной или иной деятельности непроизводственного характера.

    Это, например, государственный вуз. Общее, что объединяет эти предприятия и учреждения, заключается в следующем. Они осуществляют свою деятельность от имени государства, которое их образует, не обладая при этом какими бы то ни было властными полномочиями и не осуществляя каких либо управленческих функций вовне.
    Внутри предприятий и учреждений функции управленческого характера осуществляются не соответствующим коллективом, а его руководителями, т.е.

    Государственная исполнительная власть и государственное управление как вид государственной деятельности (взаимосвязь и соотношение)

    К определяющим элементам сущностной характеристики государственной исполнительной власти можно отнести следующие: 1) социальное предназначение исполнительной государственной власти, состоящее в исполнении общих предписаний, т.е.