Оглавление:
Исполнительная власть и государственное управление.
3 Конституции РФ, означает, что народ является носителем суверенитета и единственным источником власти, он реализует свою власть непосредственно и через органы государственной власти, в том числе органы исполнительной власти и органы местного самоуправления.
Характерные черты органов исполнительной власти
Все их можно разделить на две группы. Первая группа дает определение в широком смысле: государственное управление как организующее воздействие всего государственного аппарата на широкий спектр общественных отношений всеми доступными для государства способами.
В узком смысле государственное управление — это непосредственное исполнительно-распорядительное воздействие той части государственного аппарата, которая предназначена для непосредственного воплощения в жизнь государственного курса, т.е. деятельность органов исполнительной власти и иных субъектов, наделенных соответствующими исполнительно-распорядительными полномочиями (например, Президента России, Прокуратуры РФ и др.) Именно в этом узком смысле следует понимать государственное управление, когда речь идет об административном праве. В этом смысле «государственное управление» соотносится с понятием «исполнительная власть», являющимся ключевым в действующем административном законодательстве.
Необходимыми атрибутами государственного управления являются нормотворчество, реализация властных полномочий и мер государственного принуждение, регулирование и т. д. Понятие «исполнительная власть» является более узким по отношению к понятию «государственное управление», так как исполнительная власть производна от государственного управления; эффективность ее функционирования находится в прямой зависимости от уровня организации системы государственного управления.
Вместе с тем исполнительная власть определяет объем и характер властных полномочий, реализуемых в процессе государственно-управленческой деятельности и местного самоуправления. Органы исполнительной власти составляют базу организационной структуры государственного управления и оказывают непосредственное управляющее воздействие на различные общественные процессы, поведение и деятельность людей. Исполнительная власть осуществляется в форме управления и посредством управленческих процедур.
Полномочия органа государственной власти — это его права и обязанности в отношении принятия правовых актов, а также осуществления иных государственно-властных действий. Основы компетенции органов исполнительной власти и других управляющих субъектов закреплены в Конституции, федеральных законах и законах субъектов Федерации и далее детализируются и конкретизируются в различных нормативных правовых актах — Уставах, Положениях, должностных инструкциях.Компетенция любого органа исполнительной власти (как, впрочем, и любого другого субъекта управления) как достаточно сложное организационно-юридическое понятие включает в себя четыре обязательных элемента: цели и задачи деятельности органа; обеспечивающие решение этих задач функции управления; полномочия или права и обязанности органа в осуществлении закрепленных за ним управленческих функций; организационные и правовые формы и методы деятельности.Цели и задачи — область должного, очерчивающая в общем плане отрасль, сферу, предмет деятельности органа (управление отраслью или сферой управления, осуществление контрольно-надзорной деятельности, рассмотрение дел об административных правонарушениях и т.д.).
Учебник / Под ред.
— С. 73-74.
По способу и процедуре формирования органов:
Заседания Правительства РФ проводятся не реже одного раза в месяц.
Правительство РФ может рассматривать отдельные вопросы на своих закрытых заседаниях.
В качестве постоянно органа Правительства для решения оперативных вопросов создается Президиум Правительства РФ, в который входят председатель Правительства, его заместители, министр иностранных дел, министр внутренних дел, министр обороны и ряд других министров.
По содержанию деятельности отличаются органы общей и специальной компетенции.
Органы общей компетенции: президентуры, правительства, администрации несут ответственность за положение дел в соответствующем государстве, области, крае, городе федерального значения, округе.
Они руководят многими органами отраслевой и функциональной компетенции, работу которых они объединяют.
Таким образом, различаются органы специальной, отраслевой, функциональной, смешанной компетенции.
В круг государственных организаций включаются государственные предприятия, государственные учреждения и, наконец, государственные органы.
Государственное предприятие — коллектив людей, объединяемый в целях осуществления совместной деятельности хозяйственного характера (производство, услуги и т.п.). Это, например, государственные казенные заводы. Государственное учреждение — коллектив людей, объединяемый в целях осуществления социально-культурной или иной деятельности непроизводственного характера.
Внутри предприятий и учреждений функции управленческого характера осуществляются не соответствующим коллективом, а его руководителями, т.е.
К определяющим элементам сущностной характеристики государственной исполнительной власти можно отнести следующие: 1) социальное предназначение исполнительной государственной власти, состоящее в исполнении общих предписаний, т.е.