Главная - Лицензирование - Обучение оптимальному чтению младших школьников

Обучение оптимальному чтению младших школьников


Обучение младших школьников оптимальному чтению в условиях ФГОС


Первое – читать без регрессий. Регрессии при чтении — повторно читаемый участок строки.

Правило: глаза бегут легко и свободно только вперёд. Текст любой трудности читать только один раз, возвратные движения глаз (регрессии) недопустимы. Только по окончании чтения и осмысления прочитанного можно ещё раз прочитать текст, если в этом возникла необходимость.

Регрессии нарушают правильность чтения. Но методика обучения чтению располагает немалым запасом средств, которые позволяют свести к минимуму регрессии и подчинить их смысловой стороне чтения.

1. Чтение пар слов, отличающихся одной буквой: козы – косы трава – травы ветер – вечер взбежал – вбежал 2. «Найди лишнее слово» (Быстрое чтение и запись слов, отличающихся одной буквой) Шляпа шляпа шляпы шляпа Стол столб стол стол Дом дом дом ком Галка палка палка палка Лапа лапа лапа липа Попал пропал попал попал Мишка Мишка Миска Мишка ПРЯМО ПРЯМО ПРЯМО КРИВО ПРЯМО 3.

Формирование оптимальной скорости чтения у младших школьников

необходимо расковать ученика, подарить ему надежду на успех.

Как добиться оптимальной скорости чтения? Я предлагаю использовать эффективные резервы обучения чтению. 1. Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.

Память человека устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно оно создает раздражение и запоминается.

Поэтому если мы хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то мы вовсе не должны проводить длинные упражнения, длинные по времени; мы должны упражнения проводить короткими порциями, но с большой частотой. 2. Жужжащее чтение. Что же такое жужжащее чтение? Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее.

3. Ежеурочные пятиминутки чтения.

Любой урок начинается с того, что учащиеся

Обучение младших школьников оптимальному чтению

По оценкам психологов, на успеваемость влияют более 200 факторов. Более других влияет на успеваемость скорость чтения. Между скоростью чтения и успеваемостью учащихся существует прямая связь.

Так, среди быстро читающих учащихся на «хорошо» и «отлично» учатся 53%, а среди медленно читающих – только 4%.

Скорость чтения, техника чтения зависят от факторов, заложенных в психических особенностях ребёнка, которые мешают ему освоить оптимальное чтение: 1.Неправильное дыхание. 2.Плохая артикуляция звуков. 3.Плохая память. 4.Неразвитое поле зрения. 5.Неразвитая антиципация. 6.Невысокий интеллект. 7.Отсутствие культуры чтения в семье.

Поэтому учителю крайне важно применять в работе по обучению чтению комплекс систематических упражнений, которые помогут устранить дефекты и добиться результативности при обучении оптимальному чтению.

Известный психолог Л.С. Выгодский писал: «Обычно думают, что понимание

Обучение младших школьников оптимальному чтению

По оценкам психологов, на успеваемость влияют более 200 факторов.

Более других влияет на успеваемость скорость чтения. Между скоростью чтения и успеваемостью учащихся существует прямая связь.

Так, среди быстро читающих учащихся на «хорошо» и «отлично» учатся 53%, а среди медленно читающих – только 4%. Скорость чтения, техника чтения зависят от факторов, заложенных в психических особенностях ребёнка, которые мешают ему освоить оптимальное чтение: 1.Неправильное дыхание. 2.Плохая артикуляция звуков. 3.Плохая память.

4.Неразвитое поле зрения. 5.Неразвитая антиципация.

6.Невысокий интеллект. 7.Отсутствие культуры чтения в семье.

Поэтому учителю крайне важно применять в работе по обучению чтению комплекс систематических упражнений, которые помогут устранить дефекты и добиться результативности при обучении оптимальному чтению.

Известный психолог Л.С. Выгодский писал: «Обычно думают, что понимание

Методика обучения младших школьников чтению

Психологи утверждают, что существует множество отличий между взрослым человеком и ребёнком не только в плане физиологии и зрелости мышления, но и касательно понимания всех процессов и явлений, проходящих на глазах детей. Даже процесс чтения имеет коренные отличия.

Итак, маленький читатель имеет достаточно узкое поле чтения, его размер всего лишь одна буква.

Для того чтобы процесс её опознавания прошёл успешно, ребёнок сразу же начинает сравнивать букву со стоящими рядом. К тому же, прочтение символа стимулирует малыша воспроизвести и звук так же. Но задача учителя состоит в том, чтобы ребёнок произносил слова по слогам, а не по звукам. Для этого первокласснику нужно прочитать ещё один символ и не забыть значение и звучание предыдущего; таким образом, отдельные буквы сливаются в группы по несколько звуков.

Большинство проблем как раз и возникает при подобном процессе. Следующей сложностью

«Обучение младших школьников оптимальному чтению».

Основа обучения — игра. Кубиками можно играть, составлять слова.

Детям нравится играть, потому, что есть выбор.

У начинающего читателя понимание текста отстает от его восприятия, понимание происходит не одновременно с чтением, а следом за ним. Именно поэтому в процессе чтения учащиеся часто опираются на смысловые догадки.

Упражнение «Собери предложение» исключает чтение по догадке. Постепенно дети перейдут к такому способу чтения, когда восприятие и понимание начнут совпадать. Известный психолог Л.С. Выгодский писал: «При быстром чтении понимание оказывается лучше, ибо различные процессы совершаются с различной скоростью и скорость понимания отвечает более быстрому темпу чтения».

Быстрое чтение- это сплошное чтение текста, обеспечивающее полное и качественное усвоение прочитанного и выполняемое нетрадиционными методами. Академик Н.П. Бехтерева считает: «Сложная мыслительная работа, решение нестандартных задач и творчество стимулируют работу во многих зонах мозга.

Обучение оптимальному чтению младших школьников

Комплексы упражнений для обучения оптимальному чтению.I.

Постановка дыхания- важное условие чтения.1.Элементы дыхательной гимнастики.2.Ритмичные упражнения вдох-выдох.3. Чтение на одном дыхании как можно больше слов.4.Длительное произношение определенного звука.5.Чтение слогового блока из двух и трех предложении.II. Развитие артикуляции ,тренировка речевого аппарата1.Упражнения для губ2.

Упражнения для языкаIII. Упражнения для обработки произношения гласных звуков(по ленте, по тренажерам)IV. Упражнения для обработки произношения согласных звуков по ленте.Виды чтения на урокеЧтение вслух учителемЧтение хоромЧтение буксир-даётся образец«Жужжащее» чтениеТолько артикуляция губами«Молния» на время, кто больше прочтет за определенное времяИгра «Исправь ошибку» учитель читает намеренно, заменяя слова.Игра «Прятки» .Ищут место в тексте, где читает учитель .

Начинают читать за учителем вслух.«Финиш» Дочитать до определенных мест и выполнить задачи.

Учебно-методический материал по теме: Формирование оптимального чтения у младших школьников.

Торопясь переключать ребенка на работу со смыслом прочитанного, мы нарушаем естественный, психологический процесс формирования чтения и создаем условия для появления ошибок.Обозначим основные причины, тормозящие скорость чтения.1) Регрессии – возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного.

Причинами регрессий являются: а) сила привычки, корни которой кроются в том, как ребёнка обучали читать. Ребёнок сначала читает по слогам про себя, а затем целым словом вслух. Этот вариант способствует формированию привычки в дальнейшем всегда перечитывать длинные и трудные по написанию слова.Регрессия – явление достаточно устойчивое, и для её преодоления необходимы регулярные упражнения, например «Чтение с окошечком».Для него потребуется прямоугольник 10 см на 5 см: с правого края вырезается окошечко, по высоте равное ширине строки, а по длине соответствующее размеру слога в 3-4 буквы.

Обучение младших школьников оптимальному чтению в условиях ФГОС.

Показатели техники чтения у детей очень разные — от очень высоких до очень низких.

Поэтому здесь необходимо изучить причины и проанализировать факторы, препятствующие развитию скорости чтения, и найти способы их преодоления. Традиционно в литературе выделяют семь основных причин, среди которых природный темп, регрессия, отсутствие антиципации, артикуляция, малое поле зрения, уровень организации внимания, уровень развития памяти. И каждая из них может оказывать влияние на темп чтения.

Природный темп деятельности относится к динамическим характеристикам человека, являясь составляющим свойством его темперамента. Это свойство является врожденным, устойчивым и сохраняется в течение длительного времени без изменений. Темп деятельности – это скорость, с которой работают психические процессы: память, внимание, мышление, воображение.