Оглавление:
Охрана материнства и детства регулируется национальным законодательством и значительно различается по странам. По данным Международной организации труда (МОТ), отпуск по беременности и родам продолжительностью не менее 12 недель предоставляется в 157 из 185 стран, данные по которым анализирует МОТ, при этом в 98 странах продолжительность отпуска составляет не менее 14 недель и лишь в 42 странах — 18 недель и более.
Менее 12 недель отпуск по беременности и родам длится, как правило, в странах Ближнего Востока и Африки.
Пособия по беременности и родам выплачиваются в 183 из 185 стран, анализируемых МОТ. Исключение составляют только США и Папуа-Новая Гвинея.
Особое место при этом всегда занимали правовые средства, и, прежде всего, закон.
Законодательство об охране здоровья граждан закрепляет право каждой женщины самой решать вопрос о материнстве.
Оно обеспечивается предоставлением ей возможности: получить бесплатные консультации по вопросам планирования семьи, пройти медико-генетические обследования с целью предупреждения наследственных заболеваний у потомства; произвести искусственное прерывание беременности; добровольную медицинскую стерилизацию при достижении 35-летнего возраста или наличии не менее двух детей (независимо от этих условий — по медицинским показаниям); произвести искусственное оплодотворение или имплантацию эмбриона; воспользоваться в период беременности, во время и после родов бесплатной специализированной медицинской помощью; получить во время беременности и в связи с рождением ребенка специальные отпуска по беременности и родам, по уходу за ребенком.
Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) закрепила (п.2 ст.25), что материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Охрана материнства и детства, как один из ключевых признаков выделяется и в Европейской Социальной Хартии ETS №163 (Страсбург, 3 мая 1996 г.) и в Хартии социальных прав и гарантий граждан независимых государств (утв.
— №22 — 23. — 1999г. Нормы о защите материнства и детства содержатся во многих международных актах (конвенциях, рекомендациях международных организаций, двухсторонних межгосударственных договорах, участником которых является Российская Федерация).
The modern legislation of the Russian Federation on the state support of the families having children, the conventional principles and norms of international law in sphere of protection of the rights of the child is analyzed.
Keywords: protection of motherhood, the childhood and a family; the right of the child; the state guarantees; system of measures; a legal mechanism.
Защита материнства, детства и семьи в Российской Федерации является одной из важнейших и ответственных задач государства при осуществлении правовой регламентации прав и свобод человека, позитивное решение которой тесно связано с использованием принятой и действующей в стране системы правовых средств в рассматриваемой сфере общественных отношений. Законодательное регулирование вопросов соблюдения и охраны прав человека в Российской Федерации базируется как на предоставлении разнообразных и необходимых гарантий (общих, материальных и юридических)
В каждой семье приоритет принадлежит ребенку и необходимо установить запрет на усыновление (удочерение) детей в однополом браке или рождение ребенка в союзе женщин, чтобы дети воспитывались в среде с моральными ценностями, отсутствием угроз насилия, осуждения и нанесения морального вреда со стороны сверстников.
Деградации семьи, как института угрожает также и нежелание вступать в брак, субъекты правоотношений предпочитают совместное сожительство.
Актуальность темы связана и с ростом разводов по разным причинам, в том числе и социально-бытовым, который чаще всего приносит моральные страдания бывшим супругам и прежде всего детям.
Основной системой защиты материнства и детства выступает правовая база.
Она включает международное законодательство, российские государственные законы и местные положения, инструкции, методики. Согласно ст.38 Конституции РФ материнство и детство находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание — это равное право и обязанность родителей.
Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
Расширены льготы
Проблемы защиты интересов матери и ребенка в современном обществе 52 Заключение 57 Список использованной литературы 60 Введение Любая организация стремится к созданию эффективной системы организации труда: больше производства, услуг, прибыли.
Однако такая «система организации» — это частные интересы компании, тогда как есть еще интересы работников, в том числе такой категории как женщин-матерей и детей. Рыночные отношения чаще всего не способствуют социальной политике в рамках конкретной организации (в том числе охране прав матери и ребенка) и даже прямо ей противоречат.
Недобросовестным работодателям «выгодно» использовать детский труд — как наиболее низкооплачиваемый, увольнять будущих матерей (беременных женщин), как бы избавляясь от «лишнего социального груза», неликвидного работника. В результате дети используются на работах с тяжелым трудом, опасных и ночных работах, что сказывается на их здоровье, здоровье нации в целом.
В силу ч.4 ст.15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Защите интересов детства посвящены, в том числе, следующие специальный конвенции МОТ: №138 «О минимальном возрасте для приема на работу», №29 «О принудительном или обязательном труде» и №182 «О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда».
Национальное законодательство Российской Федерации, как мы уже подчеркнули, базируется на конституционных принципах, а также международно-правовых нормах.
Данные принципы и нормы конкретизированы в ряде федеральных законодательных актах (в том числе кодифицированных), подзаконных актах, актах принимаемых на уровне субъектов Российской Федерации.
В силу ч.4 ст.15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Международно-правовая защита материнства и детства находит свое отражение в основополагающих актах и декларациях, пактах и хартий о правах человека с начала 20 века.
Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) [2] закрепила (п.2 ст.25), что материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь.