Оглавление:
Но основное различие между разночинцем-демократом, оказавшемся в имении потомственного дворянина, и либералом заключается во взглядах на общество и народ.
Кирсанов считает, что аристократы — движущая сила общественного развития. Их идеал — «английская свобода» , то есть конституционная монархия. Путь же к идеалу лежит через реформы, гласность, прогресс.
Базаров уверен, что аристократы не способны к действию и от них нет никакой пользы. Он отвергает либерализм, отрицает способность дворянства вести Россию к будущему.
Разногласия возникают по поводу нигилизма и роли нигилистов в общественной жизни. Павел Петрович осуждает нигилистов за то, что те «никого не уважают», живут без «принсипов», считает их ненужными и бессильными: «Вас всего 4-5 человека». На это Базаров отвечает: «От копеечной свечи Москва сгорела».
Говоря об отрицании всего, Базаров имеет в виду религию, самодержавно-крепостнический строй, общепринятую мораль.
Он свято чтит предания, он – патриархальный, он не может жить без веры…» «Русский человек только тем и хорош, что он сам о себе прескверного мнения»; «Народ полагает, что, когда гром гремит, это Илья-пророк в колеснице по небу разъезжает.
«Вы, стало быть, искусства не признаете?» Отвергает самоценность искусства, по отношению к природе выдвигает принцип полезности природе.
Восприятие критикой образа Базарова Две точки зрения М.
Антонович (журнал «Современник»).
Статьи «Асмодей нашего времени», «Промахи», «Современные романы» Трактовал образ Базарова как карикатуру на современную молодежь в образе «обжоры, болтуна и циника» Д.
Между ними сразу возникает антипатия, переходящая в разгоряченные споры.
Именно в их препирательствах раскрываются разные взгляды на общественный строй, религию и народ. Базаров считает, что общество прогнило и нужны основательные меры: «Исправьте общество». Именно в этом заключается польза, которую видит Евгений.
Базаров и Кирсанов абсолютно по-разному относятся к дворянству. Павел Петрович считает аристократию главной силой, движущей народ и способствующей благополучному развитию общества.
В глазах же Евгения аристократы не способны действовать и приносить пользу людям.
Тургенева «Отцы и дети»)
Но если Базаров скорее равнодушен к Кирсанову, избегает общения с ним, то «Павел Петрович всему силами души своей возненавидел его».
Их разногласия касаются всех сторон жизни.
Базаров-реалист, он отрицает искусство, поэзию. А Павел Петрович — романтик, признающий культ Прекрасного.
И его, конечно, коробит от базаровских высказываний насчет того, что
«порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта»
или что «Рафаэль гроша медного не стоит».
Базаров «ко всему относится с критической точки зрения», «не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип». Этот герой – нигилист, он принимает только то, что полезно: «Мне скажут дело — я соглашусь. В теперешнее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем».
По мнению Павла Петровича, нигилисты попросту ничего не признают и ничего не уважают, они только все отвергают. От этого нет никакого проку. Отношение к народу у Евгения Базарова и Павла Петровича тоже абсолютно разное.
Страхов «И.С. Тургенев «Отцы и дети»: Тургенев «имел гордую цель во временном указать на вечное». Таковым делала роман мысль о непрерывающемся во временном потоке духовной связи людей.
Тургенев не принял ни одну из точек зрения на свой роман. Он и в произведении отказался прямо дать оценку своему герою.
Писателя упрекали в неискренности, неясности позиции автора.
Этим событиям нельзя противостоять, это извечный закон: молодость, зрелость, старость. Это круг событий, к которому испытывают симпатию люди, прошедшие этап молодости, — это «отцы».
У них иной отсчёт времени, не по кругу, события располагаются в линию.
Но каким?
Таким, как Базаров? Этот серьёзный, неразрешимый даже Тургеневым вопрос. В романе мы не находим однозначного ответа: «кто прав, а кто виноват».
И действительно, в образ Павла Петровича Кирсанова, яркого представителя «лагеря отцов», развенчаны принципы и убеждения консервативного дворянина-либерала. В образах же Николая Петровича и Аркадия раскрывается несостоятельность либералов умеренных. Особенно резкой критике писатель подверг принципы консервативного либерализма: аристократизм на английский манер, отстаивание старых, дворянских понятий чести (дуэль Павла Петровича и Базарова), фальшивую проповедь так называемых политических свобод.
Противоречие отцов и детей находит выражение в романе Пушкина «Евгений Онегин». Непонятым остается главный персонаж романа М.Ю.
Лермонтова «Герой нашего времени». Одинок Чацкий в комедии Грибоедова «Горе от ума».В каждом из этих произведений присутствует спор поколений.
Тургенев размышляет в романе о судьбе страны и людей.И.С. Тургенев о политическом содержании своего произведения говорит, что идея его направлена против дворянства и отвергает его как передовой класс.
С. Тургенева «Отцы и дети»)»
А вот портрет аристократа Кирсанова: «…вошел в гостиную человек среднего роста, одетый в темный английский сьют, модный низенький галстух и лаковые полусапожки… На вид ему было лет сорок пять; его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, черные, продолговатые глаза».
С первой же встречи между ними устанавливается взаимная неприязнь. Но если Базаров скорее равнодушен к Кирсанову, избегает общения с ним, то
«Павел Петрович всему силами души своей возненавидел его»
. Их разногласия касаются всех сторон жизни.
Базаров-реалист, он отрицает искусство, поэзию.
А Павел Петрович — романтик, признающий культ Прекрасного. И его, конечно, коробит от базаровских высказываний насчет того, что
«порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта»
или что «Рафаэль гроша медного не стоит».
Первая мысль спора, возникшая случайно, была важной и для Базарова, и для Павла Петровича.
Это был спор об аристократии и ее принципах. Глава 8 — зачитайте отрывок по ролям, прокомментируйте; кто победил в споре? (Из этого диалога мы видам, что Павел Петрович именно в аристократах видит основную общественную силу.
Значение аристократии, по его мнению, в том, что когда-то она Англии дала свободу, что в аристократах сильно развито чувство собственного достоинства, самоуважения; их самоуважение важно, так как общество строится на личности.
Эту кажущуюся стройной систему Базаров разбивает простыми доводами. Разговор о том, что аристократия даровала Англии свободу — старая песня многое изменилось после 17 века, поэтому эта ссылка Павла Петровича не может служить доводом.