Оглавление:
Комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участников закупок требованиям, указанным в п. 1 ч. 1 ст. 31. Некоторые сложности возникают в применении данного требования при проведении запроса котировок. Форма котировочной заявки (ч.
3 ст. 73 Закона № 44-ФЗ) не предусматривает представление участниками копии лицензии (допуска или свидетельства СРО) в составе заявки.
С комментариями по данному вопросу можно ознакомиться в письме Минэкономразвития России от 19.08.2014 № Д28и-1616: «…заказчик не вправе устанавливать в извещении о проведении запроса котировок требование к участникам закупок о представлении участником запроса котировок копии лицензии в составе заявки. Котировочная комиссия также не вправе отклонять заявку за непредставление участником запроса котировок копии лицензии в составе заявки». При этом заказчик обязан проверить соответствие участника данному требованию.
Это
Параметры, которым должны соответствовать те, кто принял решение участвовать в закупке, установлены статьей 31 Закона о контрактной системе Российской Федерации. Их принято подразделять на единые и дополнительные. Единые требования к участникам закупки следующие: Участник соответствует требованиям закона к поставщикам товара, исполнителям работ и услуг (п.
1 ч. 1 ст. 31). Для подтверждения к заявке прилагаются, например, копии лицензий, свидетельств СРО или сертификатов соответствия. По отношению к потенциальному исполнителю не проводится процедура ликвидации (ст. 61 ГК РФ) или банкротства (ст.
2 закона № 127 от 26.10.2002), а также не приостановлена его деятельность в административном порядке (ст.
5 ч. 1 ст. 31)
Даже полное несоответствие критериям оценки не влечет отклонения заявки и недопуск участника к участию в закупке.
Единые требования. В ст. 31 Закона о закупках сформулированы единые требования к участникам закупки.
Заказчик обязан устанавливать такие требования и проверять их соблюдение при осуществлении закупок любыми способами. Теоретически данные требования должны соблюдаться и при осуществлении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Однако при таком способе Закон о закупках не устанавливает механизма проверки соблюдения указанным требованиям.
Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято; 6) утратил силу с 1 января 2014 года.
— Федеральный закон от 28.12.2013 N 396-ФЗ; 7) отсутствие у участника закупки — физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица — участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определённой деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
Отдельно проанализировано каждое новое обязательное требование к участникам.
Автором проведен анализ возможности подтверждения соответствия на практике новым требованиям, оценена судебная и административная практика по вопросу обоснованности установки обязательных и дополнительных требований.
Выявлено, что дополнительные требования признавались неправомерными, если они не были обоснованы и не влияли на существо правоотношений. При этом отсутствие обязательных требований в конкурсной документации является незаконным. Проведен анализ соотношения новых требований к участникам в свете введения в Трудовой кодекс Российской Федерации ст.
19.1, в соответствии с которой введен формальный запрет на заключение работодателями гражданско-правовых договоров при наличии фактически трудовых отношений с исполнителями.
Проанализированы новые статьи Кодекса об административных правонарушениях, в частности, ч.
Кроме того, он предоставляет значительно больше свободы в выражении требований заказчику и дает тому право разработки собственного положения о закупке, ограничиваясь указанием в ч.
31 данного закона. Единые требования к участникам закупки обширны, что представляется вполне оправданным с учетом расходования бюджетных средств. В частности, к ним относятся следующие: Обязательное соответствие законным требованиям, предъявляемым к субъектам деятельности, которые становятся предметом закупки.
В данном случае к единым требованиям к участникам закупки относится наличие у него лицензий, допусков СРО на осуществление определенных видов деятельности.
К п. 1 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ разъяснения дал Верховный суд РФ в п.
7 Обзора судебной практики от 28.06.2023.
В соответствии с ними при установлении требования в виде наличия той или иной лицензии следует исходить из предмета госзакупки.
Например, Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале: Обязательное условие о наличии у участника закупки лицензии на деятельность по монтажу средств обеспечения пожарной безопасности строения обосновано в том случае, если именно такие работы являются предметом закупки. В том случае, если монтаж такого оборудования не является самостоятельным предметов
непроведение ликвидации участника закупки, а также отсутствие признания его банкротом и открытия конкурсного производства; 3) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном КоАП РФ, на дату подачи заявки на участие в закупке; 4) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы РФ за прошедший календарный год, размер которых превышает 25% балансовой стоимости активов участника закупки.
5) отсутствие у участника закупки — физического лица судимости (а также директора, главного бухгалтера или членов коллегиального исполнительного органа юридического лица) за преступления в сфере экономики, а также отсутствие лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и наказания в виде дисквалификации; 6) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности (требование устанавливается только если заказчик в рамках закупки приобретает права на такие результаты);
Не допускается ограничение участия в определении поставщиков (исполнителей, подрядчиков) кроме как в случаях, прямо предусмотренных Законом о контрактной системе. В случае принятия заказчиком решения об ограничении участия в определении информация об этом с обоснованием его причин должна быть указана в извещении об осуществлении закупки.
Участники закупок вправе участвовать в процедуре определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) как непосредственно, так и через своих представителей (ч. 3 ст. 27 Закона о контрактной системе), полномочия которых подтверждаются доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с гражданским законодательством.