Главная - Лицензирование - Роль институтов конституционного права в реализации стратегии национальной безопасности

Роль институтов конституционного права в реализации стратегии национальной безопасности


Оглавление:

Конституционное право


Названные органы осуществляют свои функции и полномочия во взаимодействии с общественными организациями, действующими на основе Конституции и законодательства Российской Федерации, нормы и институты которой играют основополагающую роль в закреплении полномочий различных органов государственной власти в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Так, Конституция РФ устанавливает, что Президент РФ определяет направления внутренней и внешней политики государства, в пределах своих полномочий руководит органами и силами обеспечения национальной безопасности России, в соответствии с российским законодательством формирует, реорганизует и упраздняет подчиненные ему органы и силы обеспечения национальной безопасности, выступает с посланиями и обращениями по проблемам национальной безопасности, в том числе с ежегодными посланиями Федеральному Собранию РФ, в которых могут уточняться отдельные положения Концепции национальной безопасности.

К вопросу о воплощении в российской федерации единой, «интегрированной» национальной безопасности как института конституционного права

2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://politika.snauka.ru/2014/04/1588 (дата обращения: 12.02.2019).

Обеспечение национальной безопасности всегда являлось важнейшим направлением деятельности любого государства, в том числе в рамках гибкого и соответственного учета тенденций развития данного института, проявляющихся во внутригосударственной и внешней сферах, что было также закреплено в пункте м) статьи 71 Конституции Российской Федерации[1] – употребление в данном пункте указанной статьи Конституции России термина безопасность указывает на понимание данного феномена в едином, комплексном, «интегрированном» виде, что создает основы для учета правового опыта в данной сфере иных государств, имеющего прогрессивное развитие для конституционного права в целом в духе современных международных тенденций. С учетом глобализации государство в рамках актов, посвященных национальной безопасности,

Конституционные основы национальной безопасности

Выделяются три уровня национальной безопасности: безопасность личности, общества и государства. Их место и роль определяются характером общественных отношений, политическим устройством, наличием внутренних и внешних угроз.

В содержание понятия «национальная безопасность» входят, как правило, политическая, экономическая, военная, экологическая, информационная безопасность и безопасность культурного развития нации. В Российской Федерации процесс создания и развития системы национальной безопасности базируется на основании конституции РФ, федеральных законов, а также программам федерального уровня в этой сфере.

Институты государственной власти выступают в качестве фактора, обеспечивающего национальные интересы России. Органы государственной власти РФ, находясь в тесном взаимодействии с общественными организациями осуществляют свои функции и полномочия. Конституционные нормы являются базисом для определения полномочий государственных органов в сфере обеспечения национальной безопасности РФ.

Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации 1. Общие положения 1. Настоящая Стратегия является базовым документом стратегического планирования, определяющим национальные интересы и стратегические национальные приоритеты Российской Федерации, цели, задачи и меры в области внутренней и внешней политики, направленные на укрепление национальной безопасности Российской Федерации и обеспечение устойчивого развития страны на долгосрочную перспективу. 2. Правовую основу настоящей Стратегии составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы от 28 декабря 2010 г.

N 390-ФЗ «О безопасности» и от 28 июня 2014 г.

N 172-ФЗ

«О стратегическом планировании в Российской Федерации»

, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации. 3. Настоящая Стратегия призвана консолидировать усилия федеральных органов государственной власти, других государственных

Конституционно-правовое обеспечение национальной безопасности в российской федерации

Эти, в основном только государственные органы, и называются правоохранительными.

Они создаются и существуют для того, чтобы реализовывать основную задачу государства — охрану и защиту прав человека, законных интересов организаций и общества в целом. Ни одно государство не может существовать без системы правоохранительных органов, которые должны стоять на страже прав человека и гражданина, обеспечивая гарантию защиты этих прав, а также внутреннюю и внешнюю безопасность государства, которая тоже является неотъемлемой частью прав граждан, т.к.

обеспечивает нормальные условия жизнедеятельности человека. Совет безопасности Российской Федерации — конституционный совещательный орган, осуществляющий подготовку решений Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики по обеспечению национальной безопасности.

Роль гражданского общества и его институтов в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.02, кандидат политических наук Дементьев, Владимир Ефремович

Важно обратить внимание, что среди приоритетов на первом месте стоит обеспечение прав и свобод российских граждан. Это заставляет переосмыслить и роль гражданского общества в системе национальной безопасности России, которое призвано артикулировать и доносить до государственных структур его интересы. По-новому расставлены приоритеты и в обеспечении всех систем, составляющих структуру национальной безопасности (политическая, военная, экономическая и пр.

виды безопасности). Приходит осознание, что обеспечение, к примеру, политической безопасности требует политической стабильности в обществе, которая может иметь место только при удовлетворении базовых интересов гражданского общества.

Система национальной безопасности Российской Федерации: Конституционно-правовой анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 12.00.02, доктор юридических наук Васильев, Александр Игоревич

Актуальность проблемы разработки научного подхода к созданию конституционно-правовых основ системы национальной безопасности переоценить трудно, поскольку современный этап развития российской государственности характеризуется нарастанием таких негативных тенденций, как рост политического экстремизма, сепаратизма, терроризма, национальных конфликтов, вооруженных столкновений, природных и техногенных аварий и катастроф.

В то же время укрепление военной безопасности во многом обусловлено характером, содержанием, направленностью военно-гражданских отношений, раскрывающихся во взаимоотношениях общества и 1 Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г.

Достаточно сказать, что трагедия Чернобыля и иные реальные и потенциальные техногенно опасные факторы, как известно, имеют катастрофические последствия планетарного масштаба и оказывают вредоносное воздействия на целые регионы и все человечество в целом.

Следует отметить, что Россия получила от Союза ССР не только тяжелое политическое, социально-экономическое, но и экологическое наследие и по этой причине, являясь, по мнению ряда экспертов, одной из наиболее загрязненных стран в мире, оказывает существенное влияние на обострение техногенной ситуации на всей планете.

Конституционно-правовая сущность национальной безопасности и конституционная безопасность Текст научной статьи по специальности «Государство и право.

Юридические науки»

Общеизвестно, что национальная безопасность — это один из главных аргументов общественного договора, формально-юридическим выражением которого является Конституция РФ. Иными словами, граждане России признают Основной закон в качестве высшего по юридической силе документа, прежде всего, потому, что благодаря данному акту общественного договора обеспечивается безопасность нации, т.

е. всех граждан. В этом заключается конституционно-правовая сущность общественного договора. По мнению многих ученых, современный конституционализм с его доктринальной, ценностной, мировоззренческой основой, особенно с конституционным судебным механизмом, является универсальным, примирительным, консенсуальным нормативным механизмом, который сдерживает всплеск всех видов радикализма на уровне проявления глобальных противоречий, исходя из принципа соблюдения национального суверенитета [1; 2, с. 18-21; 3, с. 14-23; 4, с.

Современное состояние конституционно-правового обеспечения национальной безопасности России.

Правовые аспекты проблемы безопасности стали объектом научного исследования относительно недавно.

Это в полной мере касается и законодательства в области безопасности.

Временем активного начала развития правовой основы обеспечения национальной безопасности стали 90-е годы XX в. В 1992 г. принят Закон Российской Федерации «О безопасности» — основа формирования правовой базы системы обеспечения национальной безопасности в стране, создан Совет Безопасности Российской Федерации с четко обозначенными функциями, разработана и официально принята концепция национальной безопасности Российской Федерации. В настоящее время в нашей стране активно формируется прочная правовая база для обеспечения национальной безопасности страны — принят новый ФЗ «О безопасности» (№ 390-ФЗ от 28 декабря 2010г.), Указом Президента от 12 мая 2009 г.