Оглавление:
Проблема соотношения закона и подзаконных нормативных правовых актов (далее — НПА) имеет важнейшее значение для правовой теории и юридической практики.
Это один из тех фундаментальных вопросов, конкретика ответа на которые требует пересмотра базовых понятий правовой доктрины и оказывает принципиальное влияние на повседневное правоприменение.
Начиная с 90-х годов XX века, когда Конституцией РФ Россия была провозглашена правовым государством, в отечественном праве возобладала точка зрения, определяющая, что именно закон должен быть прямым регулятором основных общественных отношений, а ведомственное правотворчество должно утратить былую роль, став лишь средством конкретизации его исполнения1.
Исходя из этого сейчас уже очевидно, что законодательство в целом представляет собой дифференцированную систему (иерархию), основанную на принципах субординации и скоординированности ее структурных элементов [11, с.
Это исчерпывающий список существующих документов из рассматриваемой категории.Такие виды подзаконных актов во все времена обладали особым воздействием на развитие права в России.
В дореволюционную эпоху, в частности, Указами утверждалась Высшая воля монарха. Фактически такие акты имели действие закона.
Считается, что последние обладают более широким и существенным действием.
Распоряжения, как правило, не содержат Обычно они утверждаются по определенным оперативным вопросам, касающимся госуправления. Также не все указы выступают как подзаконные акты. Это обусловлено тем, что они также часто принимаются по оперативным вопросам.
Иерерхия нормативно-правовых актов установлена статьей 76 Конституции России: 1. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.
4. Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. 5. Законы
Считается, что указ — акт более широкого, значимого действия, а распоряжение — документ более частного, конкретного назначения.
В целом распоряжения Президента, как правило, не являются нормативными правовыми актами (т.е. не содержат норм права). Обычно они принимаются по оперативным вопросам государственного управления (создание рабочих комиссий, выделение регионам средств из резервного фонда и т. д.). Указы Президента также не все являются нормативными правовыми актами.
Зачастую они принимаются по конкретным вопросам управления (о назначении на должность, присвоении звания и т. д.). В этом случае они являются правоприменительными актами.
Их отличие от распоряжений Президента несколько условно и может рассматриваться (анализироваться) применительно к каждому конкретному случаю. Нормативные указы Президента имеют отличительные признаки: ■ не могут противоречить федеральным законам, но имеют
К общим подзаконным актам относятся нормативные предписания высших органов исполнительной власти: нормативные указы президента, постановления правительства.
2. Местныеподзаконные акты издают органы представительной и исполнительной власти на местах: в краях, областях, округах и т. д. В отличие от общих подзаконных актов, действие местных актов ограничено подвластной им территорией. Например, решение Правительства Москвы распространяется только на территорию Москвы.
3. Ведомственныеподзаконные акты представляют собой разновидность
Во внимание стоит также брать интересы людей, особенности территории и многие другие элементы. К подзаконным нормативным актам относятся документы, которые принимаются на базе основных предписаний государственного характера.Какими признаками обладают документы, которые относятся к подзаконным нормативным актам?
Вот что выделяют специалисты в области права:наличие законной основы;меньшая, чем у основного закона, правовая сила;соответствие компетенции органа, который издает акт подзаконного характера;регулирование обширной сферы общественных отношений, направленной на решение актуальных задач;число подзаконных актов превышает количество законов;акты подзаконного характера представляют собой основу для деятельности правоприменительного характера;документы являются инструментом оперативного воздействия на отношения общественного
Однако современная правотворческая практика пока складывается вопреки указанному тезису.
Подзаконные акты самостоятельно определяют все вопросы своего бытия.
Так, например, все ключевые позиции правотворчества федеральных органов исполнительной власти установлены в подзаконном акте — Постановлении Правительства РФ. Законы, как правило, ограничиваются, общими ограничительными формулировками. Эту роль более качественно мог бы выполнить ФЗ «О нормативных правовых актах в РФ».
С ним связывают ожидание точного поработанного понятийного аппарата и установления порядка использования конкретных форм нормативных правовых актов.
2) Для понимания сущности подзаконного акта важно установить характер его связи с законом, который выражается в таких юридических формулах как «на основании и во исполнение закона», «не должны противоречить закону», «в соответствии с законом».
Обоснованной является
Классификация законов может проводиться по различным основаниям: по их юридической силе (Конституция РФ, федеральный конституционный закон, федеральный закон, закон субъектов Федерации); по субъектам законотворчества (принятые в результате референдума или законодательным органом); по предмету правового регулирования (конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.п.); по сроку действия (постоянные законы и временные); по характеру (текущие и чрезвычайные); по сферам действия (общефедеральные и региональные); по содержанию (экономические, бюджетные, социальные, политические и т.п.); по степени систематизации (обычные и кодификационные, другими словами, органические — ГК РФ, УК РФ и т.д.); по значимости содержащихся в них норм (конституционные и обыкновенные); по объему регулирования (общие
В дореволюционную эпоху, в частности, Указами утверждалась Высшая воля монарха.
Фактически такие акты имели действие закона.
Считается, что последние обладают более широким и существенным действием.
Распоряжения, как правило, не содержат правовых норм. Обычно они утверждаются по определенным оперативным вопросам, касающимся госуправления. Также не все указы выступают как подзаконные акты.
Это обусловлено тем, что они также часто принимаются по оперативным вопросам.