Оглавление:
«. «.Отставшие, жёлтого цвета обои. » вызывают такое же расслоение в душе, калеча и ломая её навсегда. Как гроб видится нам постель Раскольникова — «.неуклюжая большая софа.
«, которую, как саван, сплошь покрывают лохмотья. Выгляните на улицу: жёлтые, пыльные, высокие дома с «дворами-колодцами», «слепыми окнами», выбитые стёкла, развороченный асфальт — человек не может долго существовать в таком кошмаре без вреда для своего рассудка. Автор создает странную атмосферу полуяви; следуя за героем, читатель теряет ощущение реальности и не видит ее границ.
Коморка Раскольникова отражает
Узкие грязные улочки наполняют персонажи под стать главному герою.
Неудивительно, что его появление среди прохожих в своём нищенском обличье не вызывает ни у кого удивления. Все трагические моменты из жизни героев связаны с описанием Петербурга в романе «Преступление и наказание».
Страшная бесчеловечная теория Родиона Раскольникова зарождается в распивочной на Сенной.
Там же происходит его встреча с несчастным Мармеладовым, над бедой которого потешаются завсегдатаи.
Бесцельно бродя по знакомым улицам и пытаясь забыться, Раскольников изнывает от июльской жары и пыли, задыхается от зловония сточных канав, так как «на
(По роману
Именно для того, чтобы лучше их показать Достоевский вводит уличные сцены.
В романе Достоевский показывает нам мертвый, холодный Петербург, равнодушный к судьбе человека. Раскольников видит стоимость человеческой жизни в этом городе и считает, что одной можно пренебречь ради спасения других.
В Петербурге мы видим и детей, но они не играют с присущей им детской радостью, даже в них мы видим только страдания: “неужели ты не видела здесь детей, по углам, которых матери милостыню посылают просить? Я узнавал, где живут эти матери и в какой обстановке. Там детям нельзя оставаться детьми.
Забудем все то, что мы о нем знаем.
И так что же мы видим в самом начале романа: “На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня…”. Автор специально подобрал слова так, чтобы показать не просто один из жарких летних дней, а постоянную, удушающую жару. Чтобы это лучше понял читатель, автор почти повторяет пейзаж позже, во второй части и дальше: “Здесь тоже духота была чрезвычайная и, кроме того, до тошноты било в нос свежею краской на тухлой олифе…”.
Но погода иногда меняется, но не в лучшую сторону, так после жуткой жары начинается ужасный ливень: “…вечер был душный и мрачный.
Солнце у Достоевского как символ тревоги, состояния предзнаменования, знак часа, когда совершаются роковые события. Желто-красный колорит как бы олицетворяет символ золота и убийства. Идея Раскольникова органически связана с жизненными условиями, в которых он оказался:
«На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, – все это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши»
.
Духота петербургских трущоб – неотъемлемая часть общей атмосферы безысходной атмосферы романа. Существует связь и между мыслями Раскольникова и размерами его каморки, крошечной клетушки шагов шесть длиной, с желтыми, пыльными, отставшими от стены обоями и низким давящим потолком. Эта каморка – прообраз более грандиозной, но столько же душной «каморки» большого города.
Достоевский хотел подчеркнуть, что иногда для человека не так страшно как кара моральная. Раскольников ощутил всю ее полноту и понял, как страшно «наказывать» самого себя.Стоит сказать, что не только Родион почувствовал, как тяжело переживать моральную кару.
Семья Раскольниковых в романе «Преступление и наказание» также ощутила, насколько сильно можно мучиться от поступков, которые совершают любимые и родные люди.Ф. М. Достоевский решил познакомить читателя с главным героем своего романа ещё с первых его страниц. Автор описывал внешность Раскольникова:
«он был стройным, красивым, рост его был выше среднего, а глаза его были большими и прекрасными»
.
Главный герой романа вырос в семье бедного мещанина.Писатель отмечает, что Раскольников всегда был плохо одет, и любой другой человек предпочёл бы в таких «лохмотьях» и вовсе не выходить на улицу.
На таком угнетающем фоне, придающем особенную, напряженную атмосферу, и происходит действие одного из самых известных романов писателя.
Все события «Преступления и наказания» происходят в той части Петербурга, где живут бедные и зачастую неблагополучные люди: попрошайки, пьяницы, женщины легкого поведения.
Повсюду в городе встречаются распивочные, сточные канавы, мрачные здания. Однако такой вид Петербурга, открывающийся с самых первых страниц романа, как нельзя лучше соответствует состоянию души его главного героя – Родиона Раскольникова, задумывающего убийство старухи-процентщицы.
Юноша окружен угрюмыми домами и равнодушными, зачастую пьяными и злыми людьми; эта атмосфера словно подталкивает его к совершению злодеяния. После этого Раскольников ходит по душному городу с его изнуряющей летней жарой и пылью: в этой части Петербурга нет ни деревьев, ни фонтанов. О действии петербургской атмосферы
М.)
Домой всегда возвращается по заплеванной черной лестнице. Его новый знакомый Мармеладов вместе с больной женой и маленькими детьми живет в проходной комнате рядом с шумными соседями, от которых они могут закрыться только тряпичными занавесками.
У Сони Мармеладовой комната похожа на сарай и тоже почти без мебели. Будучи впечатлительным и чувствительным молодым человеком, Раскольников не может спокойно перенести атмосферу такой жизни, такого нечеловеческого существования.
Побывав в богатой квартире ростовщицы, он увидел разницу в уровнях жизни. Но в то же время Раскольников не понимает, почему никчемная старуха живет в достатке, а бедняки должны страдать.
Считая что обездоленным нужно помогать (ведь он, не задумываясь, отдает последние деньги для детей и на похороны Мармеладова), он готов убить для этого ростовщицу.
Так контраст жизни в Петербурге толкает Раскольникова на преступление.Обновлено:
Он разоблачен.19. Поминки по Мармеладову. Катерина Ивановна с детьми выгнана из квартиры.20. Раскольников осознает, что он убийца.
Речи Сони после этого признания.21. Сумасшествие Катерины Ивановны и ее смерть.22.
Порфирий напрямую спрашивает Раскольникова об убийстве. Он не признается.23. Свидригайлов рассказывает Дуне о подслушанном разговоре Родиона и Сони.24.
Самоубийство Свидригайлова.25. Раскольников осознает необходимость признания в преступлении.26. Признание Раскольникова.27. Жизнь Сони и Родиона в Сибири, где он отбывает наказание на каторге.28.
Душевные и физические мучения Раскольникова. Надежда на возрождение. ПересказЧасть I IДействие происходит в 1865 г.
Бывший студент юридического факультета Раскольников «замечательно хорош собой», но «опустился и обнеряшился», он «задавлен бедностью».