Оглавление:
После этого законопроект, принятый одной палатой, направляется для одобрения другой.
Верхняя палата может одобрить его, внести поправки и изменения или он может быть отвергнут полностью. Для преодоления разногласий между палатами создаются согласительные комитеты (комиссии) либо спорный законопроект рассматривается на совместном заседании палат (Индия, Япония).
Принятый обеими палатами закон передается на подпись главе государства, при этом последний обладает правом абсолютного (Великобритания) либо относительного (Испания, Швеция, Япония) вето.
Это в основном вспомогательные структуры, которые состоят из парламентариев и содействуют парламенту (палатам) в осуществлении полномочий. Комитеты (комиссии) подразделяются:
К постоянным комитетам (комиссиям) можно отнести: ü финансово-бюджетные; ü по иностранным делам; ü по правительственной деятельности; ü по ассигнованиям; ü по обороне и безопасности; ü по вопросам гражданской службы; ü по делам местного самоуправления; ü по торговле и промышленности; ü по вопросам образования и труда; ü по аграрным вопросам и т.д.
К временным комитетам (комиссиям) можно отнести: ü следственные; ü специальные (создаваемые для изучения какого-либо вопроса); ü комитеты всей палаты; ü согласительные.
Главнейшим из названных полномочий парламента является принятие и издание законов: конституции, поправок к ней, органических законов, законов о государственном бюджете.
Парламент (иногда – одна из палат) формирует конституционный суд (или назначает часть его членов), верховный суд (или назначает его председателя), назначает генерального прокурора, генерального контролера, некоторых других высших должностных лиц. Полномочия по образованию высших органов и назначению высших должностных лиц разные палаты обычно осуществляют раздельно: у каждой из них своя компетенция.
В области внешней политики
Впрочем, и в тех демократических странах, где какая-либо партия имеет большинство в парламенте, и ее лидеры образуют кабинет министров, парламент тоже действует под руководством партии большинства, кабинета. Парламенты с ограниченными полномочиями существуют во Франции и в некоторых франкоязычных странах Африки, ее бывших колониях (Сенегал, Мадагаскар, Габон и др.).
Конституции перечисляют вопросы, по которым парламент может издавать законы — законы-рамки, устанавливающие основы правового регулирования (более детальное регулирование в соответствии с этими законами вправе осуществлять исполнительная власть), и «исчерпывающие законы», т.е.
издаваемые по вопросам, которые могут регулироваться только парламентом.
Впрочем, и в тех демократических странах, где какая-либо партия имеет абсолютное большинство в парламенте и ее лидеры образуют кабинет министров, парламент тоже действует под руководством партии большинства, кабинета (например, в Великобритании).
Парламенты с ограниченными полномочиями существуют во Франции и в некоторых франкоязычных странах Африки, ее бывших колониях (Сенегал, Мадагаскар, Габон и др.).
Все остальные вопросы составляют сферу так называемой регламентарной власти: по ним издаются нормативные акты президента, правительства, министров, парламент же в эту сферу не должен вмешиваться.
В их число авторы конституции ввели: регулирование внутренней и внешней торговли, чеканку монеты и определение ее стоимости, установление мер и весов, учреждение федеральных органов государственной власти, набор и содержание армии и ВМФ, ведение международных дел, организацию почтовых служб, регламентацию авторского права и вопросов предоставления гражданства, управление территориальными владениями США.2. Парламенты с абсолютно неопределенной компетенцией (т.
е. парламенты, которые имеют право издавать законы по любому вопросу и юридически обладают неограниченными полномочиями).Классический пример — парламент Великобритании.
Университетский курс
Исключением из законодательной компетенции Федерального Собрания является внесение изменений в положения глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации, которые могут быть пересмотрены лишь специальным органом — Конституционным Собранием — либо всенародным голосованием. Вместе с тем, Совет Федерации и Государственная Дума наряду с иными субъектами могут вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.
Федеральное Собрание не является единственным органом, реализующим полномочия в сфере законодательной деятельности. Президент РФ обладает правом вето в отношении законопроектов, принятых Федеральным собранием. Правительство Российской Федерации дает заключения на законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства и другие законопроекты, которые предусматривают расходы, покрываемые за счет федерального бюджета.
Впрочем, и в тех демократических странах, где какая-либо партия имеет большинство в парламенте и ее лидеры образуют кабинет министров, парламент тоже действует под руководством партии большинства, кабинета. Парламенты с ограниченными полномочиями существуют во Франции и в некоторых франкоязычных странах Африки, ее бывших колониях (в Сенегале, на Мадагаскаре, в Габоне и др.).
Конституции перечисляют вопросы, по которым парламент может издавать законы – законы-рамки, устанавливающие основы правового регулирования (более детальное регулирование в соответствии с этими законами вправе осуществлять исполнительная власть), и «исчерпывающие законы», т.е. издаваемые по вопросам, которые могут регулироваться только парламентом. Все остальные вопросы составляют сферу так называемой регламентарной власти: по ним издаются нормативные акты президента, правительства, министров, парламент же в эту сферу не должен вмешиваться.
Консультативные парламенты существуют в некоторых мусульманских странах.