Оглавление:
Для группового учета объектов ОС используют унифицированную форму ОС-6а «Инвентарная карточка группового учета объектов основных средств». Форма ОС-6 инвентарной карточки учета основных средств может не заполняться организациями, число основных средств у которых незначительно. Такие организации вместо инвентарных карточек могут вести инвентарную книгу по форме ОС-6б (п. 12 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утв.
приказом Минфина РФ от 13.10.2003 № 91н (далее — Методические указания по учету ОС)).
С 2013 года применение унифицированных форм, утвержденных Госкомстатом, стало необязательным, поэтому возможно использование самостоятельно разработанных документов аналогичного содержания. О том, какая информация должна присутствовать в самостоятельно разработанном бланке документа, читайте в статье .
Инвентарные карточки предназначены для учета объектов основных средств, а также их движения внутри организации.
Как указывается в п. К ОС согласно п. 5 ПБУ 6/01 относят:
ОС принимаются на учет по первоначальной стоимости, причем если они стоят меньше 40 тыс.
Счет 01 активный.
Оформляются такие документы непосредственно в момент проведения транзакции или какой-либо хозяйственной операции.
Само по себе ведение инвентарной карточки позволяет решить достаточно большое количество задач, включая:
При проведении всевозможных проверок сотрудники налоговых органов всегда уделяют отдельное внимание именно этим карточкам, поэтому алгоритм их заполнения должен быть изучен уполномоченными сотрудниками компании максимально подробно, так как при наличии ошибок на организацию может быть наложен крупный штраф.
Оформление карточки по унифицированной форме ОС-6 осуществляется в компаниях, где необходимо осуществлять контроль за содержанием объектов ОС, их хранением и передвижением.
Как правило, в таких предприятиях числится значительная численность имущества. Инвентарные карточки учета основных средств по форме ОС-6 оформляются на объекты, находящиеся в собственности фирмы, а также используемые по договору аренды.
Основными направлениями использования бланка являются:
Карточка учета ОС включает в себя всю информацию о любых действия с имуществом (приобретение, ремонт, реконструкция, списание, перемещение). Она составляется любым предприятием на объекты основного средства (независимо от сферы деятельности компании).
Бланк карточки по форме ОС-6 приведен ниже.
Титульный лист карточки содержит следующие сведения:
Заполнение этого раздела осуществляется на основе акта приема-передачи, формируемого при принятии ОС к бухучету.
Он заполняется следующим образом:
Так, указывается, что эта форма применяется для учета наличия объекта основных средств, а также учета его движения внутри организации.
Форма № ОС-6 ведется в бухгалтерии в одном экземпляре. Первоначально инвентарные карточки учета основных средств (бланки) открываются на основании актов о приеме-передаче объектов основных средств и сопроводительных документов (технических паспортов заводов-изготовителей и др.).
В дальнейшем на основании соответствующих документов в карточке отражается информация о приеме, перемещении объектов основных средств внутри организации и их выбытии или списании, а также о проведенных реконструкции, модернизации, капитальном ремонте и переоценке.
С 01.01.2013 формы первичных учетных документов, утвержденных Госкомстатом не являются обязательными (кроме форм, установленных уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (например, кассовые документы)) ().
Документ представляет собой систематизированный реестр базовых данных об основном фонде: изготовитель, срок службы, стоимость, движения внутри организации и прочие.
от 21.01.2003 г. утверждена рекомендуемая форма ОС-6 (код по ОКУД 0306005).
Она не является обязательной к применению в организациях.
Можно разработать свой бланк с большим количеством характеристик, либо сократить ее. Документ закрепляется для применения в учетной политике.
При самостоятельном формировании типовой структуры документа нельзя забывать об обязательных реквизитах, оговоренных в ч. 2 от 06.12.2011 г. Инвентарная карточка составляется на каждый элемент в отдельности по факту ввода в эксплуатацию в БУ и НУ.
Далее при осуществлении текущего и капитального ремонта, модернизации, реконструкции или перемещении ОС все сведения вносятся в соответствующие графы ОС-6. Если компания имеет большой ассортимент внеоборотных активов, раздельный учет единиц и оформление инвентарной карточки становится затруднительным.
Заверять документ печатью фирмы не обязательно, т.к. он относится к ее внутренней документации. В начало документа вписывают:
Здесь же, в колонке справа, указывается код предприятия по ОКПО (Общероссийский классификатор предприятий и организаций) – он содержится в учредительных бумагах и код объекта основных средств по ОКОФ (Общероссийский классификатор основных фондов).
Продолжая заполнят правую колонку, вносим подробную информацию об объекте:
Типовые проводки по 01 счету.
В дебет этого субсчета переносится стоимость выбывающего объекта, а в кредит — сумма накопленной амортизации.
По окончании процедуры выбытия остаточная стоимость объекта списывается со счета 01 «Основные средства» на счет 91 «Прочие доходы и расходы». Аналитический учет по счету 01 «Основные средства» ведется по отдельным инвентарным объектам основных средств.