Оглавление:
Нормы-принципы широко распространены в конституционном праве, получают закрепление непосредственно в законе. К примеру, принципы гражданства непосредственно отражены в Федеральном законе от 31 мая 2002 г.
№ 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (далее — Федеральный закон о гражданстве); в) определительно-установленные нормы содержатся в преамбулах Конституции и законодательных актов. Они, в частности, фиксируют важнейшие факты из национальной истории, поворотные события в жизни страны и не могут быть изменены или отменены без применения установленного порядка внесения поправок и изменений в Конституцию или в законодательный акт; — нормы правила поведения (нормы-предписания): а) регулятивные нормы — это нормы, определяющие субъективные права и юридические обязанности субъектов, условия их возникновения и действия; б) охранительные нормы — это нормы, определяющие условия применения мер государственно-принудительного воздействия, характер и содержания этих мер.
Примером может служить норма гражданского права, которая устанавливает, что каждый участник общей долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать… …Итак, родилась новая норма.
Если такие правила не будут своевременно даны, люди не будут знать, каким образом себя вести, решать свои вопросы и проблемы, и общество столкнется с конфликтами интересов, с беспорядком.Определительно-установочные нормы – это предписания, определяющие цели, задачи отдельных отраслей права, правовых институтов, предмет, формы и средства правового регулировании.
Охранительные нормы закрепляют меры юридической ответственности и меры защиты субъективных прав (например, ст. 53 Конституции РФ:
«Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц»
).
К охранительным нормам относятся многочисленные нормы, устанавливающие гарантии субъективных прав (например, ч. 1 ст. 46 Конституции РФ:
«Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод»
).
К специализированным нормам относятся, с одной стороны, обобщающие нормы:
Нормы административного, уголовного, гражданского права, других отраслей призваны детализировать исходные нормы конституционного права, наполнять их собственным отраслевым содержанием и не могут им противоречить. Как и в других отраслях права, по характеру предписанияКПН бывают: — императивными, в которых правило поведения не оставляет субъекту никакой свободы выбора, а четко предписывают поступать в соответствии с указанием. Пример (ст. 116 Конституции):
«Перед вновь избранным Президентом Правительство слагает свои полномочия»
; — диспозитивными, в которых субъекту предоставляется возможность воспользоваться или не воспользоваться своим правом, выбрать одно из действий, предусмотренных в данной норме.
Пример (ч. 1 ст. 85 Конституции):
«Президент может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами госвласти РФ и органами госвласти субъектов.»
.
Некоторые
Например, ст. 39 Конституции РФ устанавливает, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В России к подобным нормам можно отнести все конституционные нормы — нормы Конституции, поскольку она была принята посредством всенародного голосования.4. По действию в пространстве . Действие норм конституционного права в пространстве связано с их распространением на государственную территорию. По территории действия конституционно-правовые нормы подразделяются на нормы: действующие на территории всей России (Конституция РФ, федеральные законы, указы Президента и др.); на территории субъектов Российской Федерации (Конституция республики, Устав края, области, законы субъекта РФ и др.); а также в пределах территорий муниципальных образований (устав муниципального образования и др.).3.
Учредительный характер предписаний — они определяют основы построения государственной власти, местного самоуправления и всей правовой системы. Именно конституционно-правовые нормы первично устанавливают порядок,
Предписания, содержащиеся в этих нормах, не управомочивают, не обязывают, но разрешают субъекту конституционного права действовать по своему усмотрению. В конституционном праве нередко применяется и метод запрещения.
«Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни»
(ч. 5 ст. 13 Конституции РФ) .
Только при таком условии может быть обеспечено достаточно квалифицированное истолкование и применение конституционно-правовой нормы, выявлены все нюансы ее регулирующего воздействия на соответствующие отношения, которое во многих случаях является промежуточным в достижении правового результата, определяемого обычно действием ряда норм, а не единичной нормы. Свойства и функции, которые присущи институту в целом, не отражаются в полной мере в каждой отдельной его норме.
Такого рода однородные нормы в Конституции и во всех других нормативных правовых актах группируются в главах (разделах), что всегда нужно учитывать, применяя норму. Это основание находится в прямой зависимости от того, в каком нормативном
Так, в Конституции РФ записано, что Совет Федерации и Государственная Дума (Палаты Федерального Собрания — Парламента России) заседают раздельно (п.
1 ст. 100 Внимание Конституции РФ 1993 г.).
Или еще один пример: согласно Конституции,
«федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы»
, а «принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации» (пп. 2, 3 ст. 105 Конституции РФ).
Очень много процессуальных норм содержится в Регламентах Совета Федерации и Государственной Думы, которые в этой связи могут быть охарактеризованы как специальные своды процедурных норм [14, с. 11]. РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ (п.
1 ст. 15 Конституции РФ 1993 г.)» — это регулятивная норма.
А формула, определяющая, что
«законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ»
(там же) – это пример охранительной нормы.