Оглавление:
Встречается он после шипящих в словах :
В этом безударном суффиксе пишется буква «е», если в нем выпадает гласная при образовании формы родительного падежа единственного числа существительного:бара́шек — нет бара́шка.Напротив, в существительном мужского рода пишется суффикс -ик-, если в нем не происходит исчезновения гласной в форме родительного падежа единственного числа, например:
Приведем примеры слов, имеющих суффикс -ик- в морфемном составе:
В морфемном составе существительных под ударением после шипящих согласных «ж», «ч», «ш», «щ» пишется суффикс -ок-:
При образовании новых слов с помощью суффикса -ок- в корне происходит , например:
мн.ч. не пишется Ь на конце: вишня (вишен)-виш-енк(а), сосна (сосен) –сос-енк(а) -онк- (-ёнк-)
-онок-
-ик-
-ек-
-ок-
-ец-
Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с информацией; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; работать по предложенному учителем плану.
-А вы хотите открыть еще одну тайну родного языка?-А что для этого надо сделать? -Спасибо. -Сегодня наш урок мне хочется начать с составления плана. Все этапы урока перепутаны. Исправьте схему, пожалуйста.
-Спасибо. Молодцы. А контролировать работу вам помогут листы самооценки.
Ведь данная морфема стоит в безударном положении, а следовательно невозможно определить, какую гласную необходимо ставить в конце — «и» или «е» (а, может быть, и «о»?).
Именно поэтому рекомендуем ознакомиться с соответствующими правилами русского языка.Слово с суффиксом –ик- следует писать только в том случае, если при его склонении гласная буква «и» сохраняется. Для наглядности приведем конкретные примеры:карандашик – карандашИка;диванчик – диванчИка;огурчик – огурчИка;калачик – калачИка;кустик – кустИка;носик – носИка;стульчик – стульчИка;пальчик – пальчИка;личико – личИка;мальчик – мальчИка;ключик – ключИка;мячик – мячИка;самолётик – самолётИка;листик – листИка;винтик – винтИка;бантик – бантИка;мостик – мостИка;кирпичик – кирпичИка;дождик
Если при склонении слова гласная из суффикса выпадает, то это суффикс -ек-. А если при склонении существительного гласная не выпадает, а сохраняется, то это суффикс -ик- или -чик-.
Например: ключ
– ключа сарай
– сарайа лист
– лист
а замоч
– замоч
а Суффикс -чик- пишется у существительных, основа которых оканчивается на д, т, з, с, ш.
— Проверьте, всё ли у вас готово для работы: учебник, тетрадь, письменные принадлежности. (Слайд3) Велик и прекрасен, русский язык!К нему, как и все, я с детства привык!Мы чувства и мысли свои выражаем.И с помощью слова других понимаем.
— Сегодня на уроке мы откроем ещё одну маленькую тайну великого русского языка. Приветствие учителя.Эмоциональный настройСловарная работа Ребята, сейчас вы будете отгадывать загадки и записывать отгадки, объясняя орфограммы в словах. (Слайд 4)Великан стоит в порту,Освещая темноту,И сигналит кораблям: «Заходите в гости к нам!» (Слайд 5)Открытку я в конверт вложу, А что же сверху напишу?
Здесь нужно точно указать, Куда письмо то доставлять!
1.
п.) . 1. Словообразовательная единица, выделяющаяся в именах существительных со значением лица, которое характеризуется качеством, заключенным в мотивирующем слове (пото́мок, пре́док и т. п.) . 1. Словообразовательная единица, выделяющаяся в именах существительных мужского рода со значением предмета, который характеризуется признаком, названным мотивирующим именем прилагательным (бело́к, дичо́к, желто́к и т. п.) . 1. Словообразовательная единица, выделяющаяся в имени существительном со значением части вещества, названного мотивирующим именем существительным (мело́к) .
Я предлагаю вам поработать над красотой устной и письменной речи.
3. Этап изучения нового материала.— Откройте Обратный словарь на –К, на – ОК.
— Какой суффикс есть во многих словах списка? Среди этих слов найдите те, в которых суффикс -ОК- идёт после корня, оканчивающегося на шипящий.