Оглавление:
В эпоху капитализма теологические теории нашли выражение в виде неотомизма, который исходил из божественной природы права. Жак Маритен: Право, как и государство, представляет собой результат развития духовных начал, отражение божественного разума в общественном порядке.
Авторы теологической теории впервые связали вместе такие понятия как право и справедливость. Теория естественного происхождения праваСогласно естественноправовому подходу (юснатурализм) право по своей природе, смыслу, сущности и понятию является естественным и принадлежит человеку от рождения. Представители данной теории (Кант, Гегель) утверждают, что существуют высшие, не зависимые от государства нормы и принципы, олицетворяющие разум, справедливость, объективные порядок.
Естественное право – передано человеку извне и имеет приоритетное значение по отношению к человеческим установлениям.
Оно является первичным по отношению к нормам позитивного права.
Монарх объявлялся отцом своих подданных.
Признавалось божественное происхождение власти монарха.
Каждый индивид отчуждал часть своих прав государству и должен был ему повиноваться.
Государство в свою очередь должно гарантировать каждому надлежащему реализацию оставшихся естественных прав. Органическая теория (Спенсер Г.) — под влиянием различных факторов, общих для всей живой природы, в процессе эволюции общества люди объединяются в единый организм – государство. Общество и государство похожи на человеческий организм, и поэтому их сущность можно понять и объяснить по аналогии с закономерностями анатомии и физиологии.
Поэтому данная позиция, сохраняя тезис о божественном происхождении государства и права, вполне позволяет приспособить феодальную теологическую концепцию и политической реальности нашего времени[6].
3. Договорная (естественно-правовая) теория (Гоббс, Руссо, Радищев и др.). Объясняют происхождение государства заключением общественного договора как результата разумной воли народа, на основе которого произошло добровольное объединение людей для лучшего обеспечения их свободы и взаимных интересов.
Оно же возникает, развивается и существует вместе с ним. Монарх становится аналогом отца для семьи – граждан.
Общества древней Греции, Рима и Египта были глубоко пропитаны религиозными убеждениями.
По их верованиям боги могли вступать в контакты с людьми, лично выражать свою волю и карать за проступки. Мораль и право были неразрывно связаны.
Законодательство устанавливалось волей богов, а наказание за нарушение наступало от их имени.
в каком соотношении находятся государство, право и экономика, 2) какую роль государство и право играют в политической жизни, 3)возможна ли универсальная теории государства и права, 4)споры между диалектиками и метафизиками о происхождении, сущности формах права , 5) о том, в какой взаимосвязи находятся личность и государство, соотношение обязанностей и прав человека и гарантий со стороны государства.
Споры по этим вопросам особенно усиливались в переломные моменты истории.
Современная отечественная наука прошла путь от зарубежных школ политологии права, философии права, марксистско-ленинской трактовки до современных немарксистских политико-правовых теорий. Особенно отход от позиций марксизма наблюдается в последние годы. Он связан с кардинальными переменами в нашей стране, с демократизацией общества.
По новому осмысливается буржуазное государство, конституционные ценности, верховенство закона, взгляд
В Западной Европе и России теория государства и права сложилась в XVIII — XIX вв.
Неволина, Е. Трубецкого, Г. Чичерина и др.
(XIX — начало XX вв.)Сначала энциклопедия права не имела четко очерченного предмета и стройной единой системы.
Она содержала перечисление и обзор всех юридических наук как первоначальных сведений о праве, разных его отраслях и методах изучения. По-разному решался вопрос о статусе энциклопедии права. Постепенно она стала толковаться
Среди теоретиков государства и права никогда не было раньше и в настоящее время нет не только единства, но даже общности взглядов в отношении процесса происхождения государства и права.
При рассмотрении данного вопроса никто, как правило, не подвергает сомнению такие, например, общеизвестные исторические факты, что первыми государственно-правовыми системами в Древней Греции, Египте, Риме и других странах были рабовладельческие государство и право.
Никто не оспаривает того факта, что на территории нынешней России, Польши, Германии и ряда других стран никогда не было рабства. Исторически первыми здесь возникали не рабовладельческие, а феодальные государство и право. Не оспариваются и многие другие исторические факты, касающиеся происхождения государства и права.
Однако этого нельзя сказать обо всех случаях, когда речь идет о причинах, условиях, природе и характере происхождения государства и права.
Их це«Это были «мононормы», т.е.
нерасчлененные, единые норм1 229Глава 13. Общее учение о правеВ них переплетались, чётко не проступая, самые разнообразные элементы: морали, религии, правовых начал.Мононормы не давали преимуществ одному члену рода перед другим, закрепляли «первобытное равенство», жестко регламентируя их деятельность в условиях противостояния суровым силам природы, необходимости обороняться от враждебных племен. В мононормах права членов рода представляли собой оборотную сторону обязанностей, были неотделимы от них, поскольку первобытный индивид не имел выделенного осознанного личного интереса, отличного от интереса рода.
Только с разложением первобытного строя, с появлением социальной неоднородности все более самостоятельное значение приобретают права.
Возникновение мононорм было свидетельством выхода человека из животного царства в человеческое сообщество, движущееся по
Право — единственная форма, в которой государство может выражать свои веления в качестве общеобязательных.
Причины и условия, вызвавшие к жизни право, во многом аналогичны причинам, породившим государство. Однако между мононормами первобытного общества и нормами права существовала более глубокая преемственность, чем между органами родового самоуправления и органами государства. Вековые, проверенные многими поколениями обычаи расценивались как данные свыше, правильные и справедливые.
Наиболее ценные из них были санкционированы государством. Возникновение права — длительный процесс, протекавший на протяжении жизни многих поколений.
Поначалу зарождались элементы права, отдельные правовые идеи и принципы, правовые нормы и правоотношения.