Оглавление:
Для того, чтобы помочь природопользователям разобраться со всеми тонкостями исполнения данного федерального закона, Росприроднадзор регулярно (а особенно часто — в самом конце 2016 года) начал выпускать различные разъяснительные документы – письма и уведомления. И, хотя они и отвечали на самые популярные запросы относительно внесения в реестр, но вместе с тем порождали всё новые и новые вопросы, с которыми сталкивались природопользователи при попытке подать заявку самостоятельно.
В связи с этим, попробуем дать разъяснения по наиболее актуальным вопросам.
Начнем с письма № АС-09-00-36/22354Реестр ведут территориальные органы Росприроднадзора по месту нахождения объектов НВОС; региональных государственных реестров, которые содержат сведения об объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору.
Такие реестры ведут органы исполнительной власти субъектов РФ по месту нахождения объектов НВОС. Что ставить на учет Юридические лица и индивидуальные предприниматели должны поставить на государственный учет именно те объекты НВОС, на которых они осуществляют хозяйственную или иную деятельность — непосредственно используют (эксплуатируют).
К случаям непосредственного использования относится размещение отходов собственного производства или принимаемых от сторонних организаций отходов для размещения на собственной территории. Если объект НВОС получен в аренду, то зарегистрировать его должен арендатор. источники выбросов, сбросов, площадки размещения отходов)
Несоблюдение процедуры или дача ложных данных при подаче заявления грозит штрафами по статье 8.5 КоАП РФ.
будет определяться именно категорией, а не размером предприятия.
Что относится к объектам, оказывающим негативное воздействие Изначально в законодательстве об этом было сказано расплывчато.
Получалось – капитальное сооружение или несколько сооружений вместе, которые имеют единое назначение, связаны между собой технологически или физически, находятся на одном или нескольких производственных земельных участках. Уточнения внес ФЗ № 219-ФЗ, принятый 21.07.2014.
После его выхода, а также двух других документов – Правительственного постановления № 1029 от 28 сентября 2015 года, письма природоохранного органа № АА-03-04-32/20054 от 29 сентября 2016 года вопросов в деле постановки на государственный учет объектов, оказывающих НВОС, стало меньше.
Собственно образование и накопление отходов не являются критериями отнесения объекта к объекту какой-либо из четырех категорий негативного воздействия на окружающую среду.
Постановка объектов, не отнесенных к объектам НВОС, на учет действующим законодательством не предусмотрена.
Таким образом, Росприроднадзор опроверг свое недавнее письмо, в котором , что к IV категории относятся, в частности, офисные помещения, в том числе при
«отсутствии на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды (источников выбросов в атмосферный воздух)»
.
69 и 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», далее — Закон № 7-ФЗ).
При этом нельзя не отдать должное изобретательности законодателей, предложивших природопользователям сочетание «кнута и пряника». Подчеркнем: речь идет о постановке на учет не самих организаций и индивидуальных предпринимателей, а используемых ими объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Действительно, пунктом 5.5 (10) Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утв.
8.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», постановления Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» принято постановление Правительства Российской Федерации от 27.07.2023 №886 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», в соответствии с которым каждому объекту негативного воздействия федерального государственного надзора присваивается категория риска.Проведение плановых проверок в отношении объектов федерального государственного надзора, эксплуатируемых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляется
После чего потребуется пройти регистрацию. При использовании личного кабинета для постановки на учёт объектов НВОС следует создать подтверждённую учётную запись в ЕСИА. Подобным образом осуществляется подача заявок о постановке на учёт объектов НВОС представителями органов исполнительной власти, а также территориальных органов.
При возникновении вопросов, связанных с постановкой на учёт нужных объектов, можно обратиться по представленным на официальном сайте Росприроднадзора телефонам либо электронной почте. О том, как подготовить и сдать заявку в электронном виде, представители крупных предприятий с собственным экологическим ПО могут ознакомиться в соответствующем разделе на официальном сайте службы Росприроднадзор.
Что представляет собой этот пресловутый государственный учет объектов, оказывающих НВОС, и для чего он вообще нужен? Извлечение из Федерального закона № 7-ФЗ Статья 69.
Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду 1.
Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора. 2. Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, включает в себя в том числе государственный учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий
;распоряжение Росприроднадзора от 07.12.2016 N 28-р «О постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, относящихся к режимным и особо важным объектам».