Оглавление:
Подробнее о регистрации в ЕИС мы писали в отдельной статье. Не менее важно, что электронными станут закупки у малого и среднего предпринимательства (МСП) по 223-ФЗ. До 31 декабря 2023 заказчики по 223-ФЗ могли работать по-старому, если еще не поменяли положения о закупках. Но с 1 января 2023 все обновили положения о закупках, так что малый и средний бизнес получит 15% прямых договоров от 27 триллионов рублей (объем закупок по 223-ФЗ в 2023 году).
Это примерно 4 трлн рублей. Напомним, компании с госучастием обязаны проводить закупки у МСП только в электронном виде на восьми площадках закупок по 44-ФЗ, и только четырьмя видами конкурентных процедур с прописанными в Гражданском кодексе правилами:
Это ограничение зафиксировано в , его снимут 1 июля 2023 года.
Исправили недоработку, из-за которой
аукционы, запросы предложений, запросы котировок. Заказчики могут выбирать и другие формы, если те не противоречат 223-ФЗ.
Устанавливается порядок, по которому проводятся конкурентные закупки.
К примеру, у участников есть право направить запрос с просьбой разъяснить положения документации. Ответ заказчика должен поступить в 3 рабочих дня, в том числе он должен быть размещен в системе ЕИС. У заказчика есть право отмены конкурентной закупки до момента, когда закончится срок подачи заявок.
Если этот срок истек, то до заключения договора конкурентная закупка может быть отменена лишь в непреодолимых обстоятельствах.
3 ст.
4 Закона № 505-ФЗ все опубликованные в ЕИС положения, не соответствующие новым требованиям, будут считаться не размещенными. До размещения новой редакции компании придется проводить закупки в соответствии с положениями Закона о контрактной системе, руководствуясь им в части, указанной в ч.
5.1 ст. 8 Закона № 223-ФЗ. Далее разберем основные правки, которые нужно внести в положение о закупках в связи с последними изменениями в 223-ФЗ. В 223-ФЗ с последними изменениями говорится, что требовать обеспечение заявки заказчики могут, если начальная цена договора превышает 5 млн руб. Только в этом случае в документации может содержаться требование о внесении обеспечения.
Его размер не может превышать 5% от начальной цены (п.
4 ст. 3 Закона от 31.12.2023 № 505-ФЗ).
Однако в положении заказчик вправе указать, какие процедуры останутся бумажными.
Это значит, что заказчик не вправе отказаться от заключения договора с победителем. Описание объекта закупки В 223-ФЗ о закупках с изменениями сказано о новых требованиях к описанию предмета контракта в документации.
Указывать товарный знак и страну производства заказчикам запретили (п. 3 и 4 ст. 3 Закона № 505-ФЗ).
Считается, что это ограничивает конкуренцию.
Указывать товарный знак можно с фразой «или эквивалент».
Ее можно не писать в следующих случаях: товар другой марки не совместим с продукцией заказчика;
При изменении и расторжении контракта не нужно будет публиковать сведения в ЕИС в однодневный срок. Информацию в реестр контрактов необходимо направить в течение пяти рабочих дней, а не трех Контроль и обжалование Контролеры не будут сравнивать сведения в документации и протоколе. Расширили список процедур, которые вправе обжаловать заказчик Изменили сроки, в которые необходимо вносить изменения в план-график.
Для правила ввели исключения – срок сократили до одного календарного дня для закупок: Наименование закупки Норма 44-ФЗ Повторный конкурс или новая закупка,
в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев: а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком; б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование; в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта; г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части
обзор основных изменений в 2023 году
И хотя пакет этих , внесенный еще летом 2015 г., был в итоге существенно переработан, до сих пор ряд предусмотренных им решений вызывает вопросы.
Потому, не претендуя на детальное рассмотрение всех нюансов применения новых правил, попробуем систематизировать грядущие перемены, выявив основные точки для внимания. В основу данного анализа легла статья, опубликованная в журнале — и обсуждения поправок закона на форуме Итак, поправки вступают в силу с 1 июля 2023, за исключением отдельных, вступающих с момента официального опубликования закона. Среди таких норм немедленного действия выделяются следующие: 1.
Из сферы применения закона выведены закупки у взаимозависимых лиц. В целом, это не принципиально меняет сегодняшнее положение дел, так как у большинства заказчиков, имеющих дочерние и зависимые юрлица, положения о закупке обычно предусматривают возможность проведения закупки у единственного поставщика, если им является взаимозависимое лицо.
; • оказание скорой медицинской помощи в экстренной или неотложной форме (ст.
76); • оказание гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера (ст.80, 82); • проведение закрытых закупок (ст.
84); • проведение закупок у единственного поставщика (ст.
В ЕИС создан Единый реестр участников закупок (ЕРУЗ), куда автоматически вносится информация об участниках, прошедших регистрацию. Ответственным за создание и ведение ЕРУЗ назначено Федеральное казначейство.
3 Закона № 223-ФЗ. В частности, в закупочной документации нельзя указывать товарный знак без оговорки об эквиваленте, кроме закрытого перечня случаев, прямо указанных в п. 3 ч. 6.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ.
При этом Закон № 223-ФЗ не указывает на то, какой объём закупок заказчик обязан проводить с использованием способов, именованных как «конкурентные». А значит, что даже при условии проведения лишь пресловутых 15% закупок с участием МСП конкурентными способами (в этом случае у заказчика выбора нет), требования закона не будут нарушенными. Никто не запрещает заказчику проводить т.н.
«неконкурентные» закупки в электронной форме. Как же сохранить возможность использовать привычные неторговые способы закупки после 1 января 2023 года?