Оглавление:
Статьи 8 и 9 устанавливают право муниципальной собственности, в том числе и на землю. Часть 2 ст. 15 Конституции РФ устанавливает обязанность различных субъектов, в том числе местных органов власти, соблюдать положения Конституции.
Деятельность местного самоуправления в соответствии со ст.
18 обеспечивается правосудием.
Вместе с тем согласно ст. 46 решения и действия (или бездействие) органов местного самоуправления могут быть обжалованы в суд, что свидетельствует о взаимной ответственности местного сообщества и муниципальной власти. Не менее показательными являются и ст.
24, 40, 41, 43. К примеру, органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. Органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Названные нормативно-правовые акты образуют правовую систему местного самоуправления, которая, в свою очередь, состоит из трех крупных подсистем: 1) законодательной; 2) подзаконной; 3) локальной (муниципально-правовой).
Под законодательной подсистемой понимается система нормативных правовых актов, включающая: · Конституцию РФ; · заключаемые или принимаемые на основе Конституции РФ и в соответствии с ней международные договоры Российской Федерации; · законы РФ о поправках к Конституции Российской Федерации; · федеральные конституционные законы; · федеральные законы; · конституции (уставы) субъектов Федерации; · решения Конституционного суда РФ, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации. Вместе с тем из этого определения упущены региональные законодательные акты. Подсистема подзаконных правовых актов содержит: · акты Президента РФ; · постановления и распоряжения Правительства РФ;
Возглавляет всю систему источников муниципального права Конституция РФ.
Она содержит фундаментальные, основополагающие положения, касающиеся местного самоуправления, его организации и функционирования в Российской Федерации. Совокупность норм Конституции, регулирующих местное самоуправление, позволяет определить основные черты конституционной модели местного самоуправления в Российской Федерации. Часть 4 ст. 15 Конституции РФ устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.
При этом если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
В их числе — «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г., «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» от 26 ноября 1996 г., «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 2 марта 2007 г.; 2) федеральные законы, составляющие законодательную основу других отраслей права (административного, жилищного, налогового и т.д.), но в той или иной мере затрагивающие вопросы местного самоуправления.
Конституция определяет основополагающие (базисные) начала местного самоуправления в нашей стране.
Дискуссионным в науке является вопрос о признании решений Конституционного Суда РФ в качестве источника права.
Тем не менее, на современном этапе влияние его решений на правоприменительную практику несомненно. Поэтому решения Конституционного Суда РФ являются специфическим источником муниципального права России.
Федеральных конституционных законов, непосредственно посвященных местному самоуправлению, нет, однако некоторые их нормы касаются местного самоуправления. Среди федеральных законов важнейшее значение имеет Федеральный закон от 6 октября 2003 г.
Хартия устанавливает важнейшие принципы организации местного самоуправления, а также гарантии прав местного самоуправления. Хартия была ратифицирована Россией в 1998 г.
и в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ стала составной частью правовой системы РФ.2. На региональном уровне нормативные правовые акты, принимаемые органами государственной власти субъектов Федерации: конституции республик, уставы других субъектов Федерации, законы субъектов Федерации о местном самоуправлении, муниципальной службе, муниципальных выборах, местном референдуме и др.
На местном уровне нормативные правовые акты, принятые путем прямого волеизъявления
Все источники муниципального права можно разбить на две большие группы:
По мнению некоторых ученых, к источникам муниципального права можно относить и муниципальные обычаи, и судебные (административные) прецеденты, однако, с учетом особенностей российской правовой системы, данная точка зрения представляется весьма спорной.
устанавливают государственные и международные гарантии осуществления местного самоуправления , а также ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением и государством. Ими определяется правотворческая деятельность органов и должностных лиц местного самоуправления, а также населения ,от которых исходят муниципальные правовые акты.
характеризуются множественностью, которой присуща определенная иерархия.
Это обусловлено, в частности, тем ,что нормы муниципального права содержаться в правовых актах, принимаемых на различных уровнях публичной власти в государстве, обладающих разной юридической силой. Характеризуя источники муниципального права, следует отметить усиливающую в последние годы роль вида источников, как общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации.
К источникам муниципального права относится Европейская Хартия местного самоуправления, которая действует в рамках Совета Европы, членом которого Россия является с 1996 г.
Хартия устанавливает важнейшие принципы, которые должны лежать в основе организации местного самоуправления, а также гарантии прав местного самоуправления. Нормы муниципального права содержатся в федеральных законах: “О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации” (1997 г.); “Об основах муниципальной службы в Российской Федерации” (1998 г.); “Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления” (1996 г.) и др.