Оглавление:
2. Граждане, общественные объединения и организации имеют право в порядке, установленном Российской Федерации, получать достоверную информацию о деятельности полиции, а также получать от полиции информацию, непосредственно затрагивающую их права, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральным . 3. Полиция регулярно информирует государственные и муниципальные органы, граждан о своей деятельности через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, а также путем отчетов должностных лиц (не реже одного раза в год) перед законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, представительными органами муниципальных образований и перед гражданами.
Но является ли наш способ получения информации законным?
Более того, приказ МВД России №185 описывает ситуацию открытым текстом. В пункте 25 сказано, что
«сотрудник не должен препятствовать использованию видео- и звукозаписывающей аппаратуры участником дорожного движения, если таковое не запрещено законодательством»
.Как видим, оговорки про законодательство есть во всех вышеперечисленных документах. Осталось разобраться, про какие случаи запрета на съемку идет речь.«Такое право граждан может быть
Таким образом, можно сделать вывод о том, что снимать на фото или видео сотрудников при исполнении можно.
Однако есть ряд исключений. Во-первых, нельзя без разрешения руководителя подразделения осуществлять фото- и видеосъемку на территории режимных объектов МВД.
Сотрудник может потребовать прекращения съемки, а если вы не прекратите снимать, то привлечь вас к административной ответственности по ст.
19.3 КоАП. Другое дело, если вы попытаетесь сделать фото или видео сотрудника, который в момент съемки не находится „при исполнении“.
При этом еще в ряде случаев согласие не требуется.
Статья 152.1 Гражданского кодекса, предусматривающая охрану изображения гражданина, но не запрещает получения таких изображений, нарушить ее можно только после их несанкционированного обнародования и дальнейшего использования, то есть, уже после того, как оно стало доступным неограниченному кругу лиц без согласия того, кто изображен на фотографии. И САМОЕ ГЛАВНОЕ!!! !Правовые основания незаконности запрета на съемку работников и сотрудников силовых ведомств находящихся при исполнении своих должностных обязанностей: Указ президента Российской Федерации: О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию от 31 декабря 1993 года N 2334 3.
Деятельность государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц осуществляется на принципах информационной открытости, что выражается: …в осуществлении гражданами контроля за деятельностью государственных органов,
Он регламентирует основные понятия, устанавливает правила съемки и ограничения, применяемые при съемочном процессе в общественном месте.
Сразу стоит указать, что по закону фотографировать и снимать на видео можно практически все.
№8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Похожий принцип
«публичности и открытости деятельности государственных органов»
закреплен и в статье 3 Федерального закона от 25 декабря 2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции», статье 3 Федерального закона от 27 мая 2003г.
Аналогичная норма содержится в Постановлении Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30 января 2002 г.
№ 33-СФ
«О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»
(ст. 37). Постановлением Правительства РФ от 2 октября 1999 г. N 1102
«О Правилах плавания и пребывания иностранных военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, в территориальном море, во внутренних морских водах, на военно-морских базах, в пунктах базирования военных кораблей и морских портах»
Российской Федерации» (п.
70) запрещено снимать корабли и военные объекты на берегу с борта иностранных кораблей. Приказом Госстроя РФ от 3 ноября 1999 г. N 105
«Об обеспечении пропускного и внутриобъектового режима и охраны здания Госстроя России»
(п.
2.9) внос в здание Госстроя России съемочной аппаратуры для личного пользования запрещается, внос аппаратуры для других целей осуществляется по разрешению. Приказом Минтопэнерго РФ от 29 октября 1997 г.
Требование сотрудника полиции прекратить съемку не является правомерным, и привлекать за отказ его выполнить к ответственности по статье 19.3 нельзя. (они часто ссылаются на эту статью) Кроме того, если речь идет о сотрудниках ГИБДД, то фиксировать свой разговор с ними разрешено Приказом МВД от 2 марта 2009 г. №185
«Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения»
.
В пункте 25 Административного регламента сотрудникам ГИБДД запрещается препятствовать использованию записывающей аппаратуры участником дорожного движения, если оно не запрещено законодательством. Если запрет на съемку существует, то сотрудник полиции, в соответствии со ст. 5 закона «О полиции» , должен разъяснить причину и основания этого запрета, т.
Между тем, как выяснил «», перечень обязанностей, возложенных на полицию, предусмотрен частью 1 статьи 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции». В соответствии с частью 2 указанной статьи иные обязанности могут быть возложены на полицию только путем внесения изменений в Федеральный закон «О полиции».
В связи с этим норма, обязывающая сотрудника полиции
«не препятствовать использованию фото-, видео и звукозаписывающей аппаратуры участником дорожного движения, если таковое не запрещено законодательством, при наличии запрета сообщать участнику дорожного движения его основания»
исключена из Административного регламента.