Оглавление:
У многих детей воздушная струя развита слабо и для постановки звуков требуется предварительно целенаправленная работа по развитию неречевого дыхания. Исследования показывают, что после проведенных занятий, отмечается положительная динамика со стороны основных просодических элементов речи: — речевого дыхания; — голоса; — темпо-ритмических компонентов речи; — интонационных компонентов речи; — правильное дыхание является базой для развития пра-вильной речи; — предотвращает ряд отклонений в соматической сфере; — улучшает общее самочувствие и эмоциональное состоя-ние ребенка.
Цель создания картотеки: подбор упражнений для формирования у детей умений и навыков правильного физиологического и речевого дыхания без ущерба для здоровья. Задачи: — улучшение функции внешнего (носового и ротового) выдоха; — выработка более сильной, направленной, плавной воз-душной струи; — развитие речевого дыхания. Содержание картотеки: 1.
Выдох делается через рот: лёгкий, плавный, длительный.
• Следить за направлением воздушной струи. • Упражнения не длятся дольше 3 минут. • Следует правильно дозировать количество и темп упражнений: интенсивно дуть не более 5 раз.
• Следить, чтобы во время упражнений не надувались щёки. • Выдыхаемый воздух нельзя задерживать.
• Упражнения легче выполняться под счет. • Для зрительного контроля на начальных этапах допускается использование зеркала.
• Выдыхаемую струю воздуха контролируют с помощью ватки, поднесённой ко рту ребёнка: при правильном выполнении ватка будет отклоняться. Предлагаю, разработанные мной методические пособия, которые будут способствовать выработке сильной и плавной воздушной струи. 1. «Чашка чая»
Просим подуть ребенка на чашечку горячего чая
Задуть свечку.
Сдуть бумажку с трубочки8. Игры со свистульками, которые продаются в наборах к дню рождения:Игры на развитие длительности воздушной струи1. Дуть на вертушку. Чем дольше дуешь, тем дольше крутится.
как сделать: https://astersoft.net/kak-sdelat-vertushku-poshagovaja-instruktsija2.
Дуть на мыльные пузыри. Чем дольше дуть, тем больше пузырей.
Силу тут надо контролировать, так как, если сильно дуть, то пузыри лопаются и не отлетают.3.
Надуть пузырь из жвачки4. Дуть на такую конструкцию:5. Духовые музыкальные инструменты:
Струя у Максима сейчас слабая, сжимает сильно губы. В речи нет несколько букв, но в речи двигается и развивает.
Рассказывает стихи с удовольствием, умеет читать, петь)) ДУТЬ любит и умеет, будем еще тренироваться и стараться!
Различные музыкальные инструменты были и есть в нашем доме! И специальные вертушечки, дуделочки, ветродуйки… Три месяца Максим ходит на индивидуальные занятия, научился нырять и плавать и тренирует дыхание в бассейне!Максим часто тренируется на тортиках))) А на занятиях мы специально зажигаем и задуваем разные свечки!
Мы надуваем лизун трубочкой и выдуваем специальные фломастеры!
это очень весело. Постараюсь поискать еще фоточек в будущем или выложить новый опыт и наши материалы на дыхание!
д.
При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух.
Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечеткой, судорожной, с захлебыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.
Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо
В любом типе дыхания в большей или меньшей степени активно действует диафрагма.
Поэтому практически можно говорить лишь о преимущественно ключевом, преимущественно брюшном, или ключичном дыхании.
Типы дыхания зависят от пола, возраста, профессии.
Так, у женщин чаще наблюдается грудной тип дыхания, у мужчин- брюшной, у работников физического труда превалирует брюшной тип дыхания, у лиц, занятых канцелярской и вообще сидячей работой- грудной тип.
Это физиологическое дыхание, необходимое для жизнедеятельности. Но чтобы ребёнок начал говорить, он должен освоить особый вид дыхания – речевое –дыхание.
В диафрагмальном дыхании – диафрагма опускается и увеличивается главным образом нижняя часть грудной клетки; брюшная стенка при этом выпячивается. Чистых типов дыхания в действительности не наблюдается. В любом типе дыхания в большей или меньшей степени активно действует диафрагма.
Поэтому практически можно говорить лишь о преимущественно ключевом, преимущественно брюшном, или ключичном дыхании.
Типы дыхания зависят от пола, возраста, профессии. Так, у женщин чаще наблюдается грудной тип дыхания, у мужчин- брюшной, у работников физического труда превалирует брюшной тип дыхания, у лиц, занятых канцелярской и вообще сидячей работой- грудной тип. У детей обычно бывает смешанный тип дыхания т.
е средний между брюшным и грудным. При глубоком, или полном дыхании сочетаются три типа дыхания – ключичный, грудной, брюшной. В течение 1минуты происходит 16-20 полных дыхательных движений (вдохов и выдохов).
Дыхательные упражнения увеличивают вентиляцию легких, поэтому проводить игры надо в чистом проветренном помещении.
3. Игры на развитие целенаправленности воздушной струи.
Игры на развитие силы воздушной струи «Времена года». Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: коробочки оформленные под времена года: зима – снег — пенопласт, весна – дерево с птичками, лето – бабочки, осень – осенние листики из бумаги; соломинки.
«Султанчики» Цель: развитие сильного плавного
— Язык чуть выдвинут наружу желобком. — По желобку спокойно продувать воздух не резко, не очень сильно, в пузырек, который надо держать, приложив к подбородку, горлышко у нижней губы – образуется свист не очень сильный, не громкий. — Затем кончик языка тоненькой палочкой медленно отодвинуть за нижние резцы, продолжая продувать воздух по серединному желобку, придерживая кончик языка палочкой.
— Чуть сомкнутые зубы (прикусить палочку) и растянуть губы в улыбку, спокойно продувать воздух. Выдыхаемый воздух свестит в щели между резцами (верхними и нижними), то есть получается звук ( с ).
Ребенок должен продувать воздух не сильно, (тянуть) (с) не дольше чем счет взрослого про себя: «раз — два», «раз – два – три ».