Оглавление:
Многое в создании иконы противоречит классическим законам живописи: перспектива, размер, фон, цвет, — все предметы и люди пишутся не по принципу близости к зрителю, а в хронологическом порядке и с учетом степени важности. 2 Перед написанием иконы предписывается строгий пост.
Вопреки расхожему мнению, пост – это не только ограничение в еде (исключение мяса, яиц, молочных продуктов), но постоянное бдение и молитва.
Бдение – это не круглосуточное отсутствие сна, а внимание к своим словам, поступкам и мыслям.
В нем совершается принесение бескровной Жертвы. Алтарь должен быть расположен в восточной части храма.
Самое священное место алтаря — престол. От средней части храма алтарь отделяется перегородкой с царскими вратами (у нас это — иконостас).
Почитая древние образы и сени, преданныя Церкви, как знамения и предначертания истины, мы предпочитаем благодать и истину, приемля оную, яко исполнение закона. Сего ради, дабы и искусством живописания очам всех представляемо было совершенное, повелеваем отныне образ Агнца, вземлющаго грехи мира, Христа Бога нашего, на иконах представляти по человеческому естеству, вместо ветхаго Агнца; да чрез то созерцая смирение Божественнаго Слова, приводимся к воспоминанию жития Его во плоти, Его страдания и спасительныя смерти, и сим образом совершившагося искупления мира».
Смысл этого правила шире, конечно, чем только запрет изображения Христа в виде Агнца.
Таким образом, предполагается уставность богослужения. Наша Церковь ныне совершает богослужения по заимствованному ею на Христианском Востоке Иерусалимскому Уставу.
В случае необходимости новые обряды или новые праздники вводятся по постановлению законной церковной власти (в настоящее время у нас – Поместного и Архиерейского Соборов, Патриарха и Священного Синода).Богослужения совершать могут лишь священные лица: епископы и пресвитеры.
Как гласит 6-е правило Гангрского Собора,
«Аще кто кроме Церкви особо собрания составляет, и, презирая , церковная творити хощет, не имея с собою пресвитера по воле епископа, да будет под клятвою»
.Диаконы и церковнослужители помогают епископу и пресвитеру в совершении богослужения. Согласно 15 правилу Лаодикийского Собора, устанавливается такой порядок:
«Кроме певцев, состоящих в клире, на амвон входящих и по книге поющих; не должно иным некоторым пети в церкви»
.
Искусствоведение»
Целенаправленным единством композиции художник выражает содержание своего замысла, делает этот замысел доходчивым и впечатляющим. Как привило, композиция строится на соподчинении с главным сюжетно-тематическим центром всех менее значительных композиционных элементов; помимо соподчинения область композиции включает также и сам выбор, состав таких элементов [2].
Иными словами, можно сформулировать понятие «композиция» как законы, правила, приемы и средства выражения замысла автора на картинной плоскости (или в каком-либо объеме). Основными законами композиции в искусствознании принято считать: цельность, типизацию, контраст, подчиненность всех закономерностей и средств композиции идейному замыслу [4]. Такие исследователи, как Е. В.
Шорохов и Н. Г. Козлов, к правилам, приемам и средствам композиции относят: сюжетнокомпозиционный центр картины, метод световой позиции, равновесие и статичность,
А миру, вместо свободного приятия Слова Божия и образа Божия, все настойчивее навязывается по видимости разнообразное, а по сути одинаковое без-образие.
Икона и иконопочитание требуют от нас становления евангельского, церковно-православного сознания, позволяют нам войти в Благовестие Господа и стать смиренными участниками Сретения Его с нами.
Как истину, вновь и вновь требующую осознания, повторим: Церковь несет ответственность за состояние общества и призвана Богом к спасению мира.
Поэтому нам и следует возвращаться к первоначальному смыслу основных понятий: что есть икона и что есть не икона? Для чего и как нам становиться иконопочитателями? А тем из нас, кто имеет дар художества — как стать иконописцами?
1.
Русичи лишь обозначают иконы и мозаики как «зело красные» и перечисляют их в одном ряду с золотом, жемчугами и дорогими каменьями в качестве украшения храмов. Однако иконы имели и один весьма практический смысл. Древнерусская икона имеет уникальное свойство приводить зрителя в созерцательно-медитативное состояние, выводить его дух на уровень сверхсознания.
Троица Андрея Рублева Абстрактная, не облаченная в конкретноые чувственные формы искусства христианская духовность плохо воспринималась русичами, поэтому он в поисках духовной пищи обращался к искусству, и его красоте придавал большую значимость, чем это было принято в Византии.
ИскусствоЧем тверже канон, тем больше духовной подготовки требуется от иконописца.
Хранить церковное Предание, в том числе иконописное предание — не гордость, а долг. Помоги вам Господи. — Прочитал Ваши статьи про иконы и иконопись.
Согласен с Вами во всем. Но ведь иконы, написанные не строго канонически, которых сейчас очень много в православных храмах, все равно несут в себе небесную благодать? — Есть почитаемые иконы, написанные не в иконописном, а в живописном стиле, поэтому отрицать их я не могу.
Однако есть иконы, противоречащие православной традиции, например, икона Святой Троицы, которую изобразили в виде дуба с тремя головами на трех ветвях.
В этом документе восстановлялось почитание икон и разрешалось употреблять в храмах и домах иконы Господа Иисуса Христа, Божией Матери, Ангелов и Святых, чествуя их «почитательным поклонением»: «.
мы, шествуя как бы царским путем и следуя богоглаголивому учению святых отцов и преданию кафолической церкви и Духу Святому, в ней живущему, со всяким тщанием и осмотрительностью определяем: подобно изображению честного и животворящего Креста, полагать во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях, честные и святые иконы, написанные красками и сделанные из мозаики и из другого пригодного к этому вещества, иконы Господа и Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа, непорочные Владычицы нашея Святыя Богородицы, также и честных ангелов и всех святых и преподобных мужей. Ибо, чем чаще через изображение на иконах они бывают видимы, тем более взирающие на
образа.
Вместе с ними возникает и обостряется интеллектуальный спор и борьба, получившие название процесса столкновения иконопочитателей и иконоборцев. Исторически это период 8-9 вв, когда запрет почитания икон был оформлен вначале светской властью (византийский император Лев III), а затем и церковной (Собор 754г).
В итоге этой борьбы иконопочитание было разрешено также официально властью Собора 843 года.
Сделано это было не «на пустом месте», к тому времени богословы Византии сумели разработать целую стройную систему, которая вошла в соответствующую теорию иконы.
В числе этих титанов мысли – Феодор Студит, Иоанн Дамаскин, являющиеся ныне «отцами церкви».