Оглавление:
Право подразделяется на божественное, данное от бога, и позитивное (волеустановленное), т.е. исходящее от людей. При этом право позитивное должно соответствовать божественному.
Классовая (марксистская) теория предполагает, что право есть выражение и закрепление воли экономически господствующего класса.
Право выступает как продукт классового общества, его содержание носит классово-волевой характер. Реалистическая школа права рассматривает право как зашищенный государством интерес.
Рис. 1.2. Основные правовые теории Либертарно-юридическая теория исходит из того, что право — это форма отношений равенства, свободы и справедливости, основанная на принципе формального равенства.
Социальные нормы регулировали брачно-семейные отношения.
Формула табу: нельзя потому, что нельзя никогда.Запрещалось нарушать разделение функций в общине между мужчинами и женщинами, взрослыми и детьми, убийство, телесные повреждения, каннибализм, кровосмешение, колдовство и т. п. Сила табу основана на авторитете, мистическом характере такого запрета.Дозволения (разрешения) определяли поведение человека, фиксировали модель правомерного поведения, например, указывали на виды животных и время охоты на них, на виды растений и сроки сбора
теория права занимает в ней центральное место.В теории права можно выделить 3 раздела: — догма права (устоявшиеся положения, начала, основы действующего права). Относятся знания о том, что есть нормы права, субъективные права и юр.обязанности, нормативные акты, индивидуальные предписания, т.
е. то, что составляет нормальное развертывание юридич.реальности, или материю права; — юридическая техника (способы установления, опубликования, систематизации, толкования и реализации правовых норм, т. е. правила осуществления юр.деятельности); — правовая конфликтология (учение о правовой патологии). 2) Эволюция юридической техники Ф.
Бэкон- родоначальник учения о ЮТ. Он писал о характеристиках ЮТ и выделял из них главное-это точность нормативно-правового материала и краткость юридического языка.
Нормативный акт: документ, принимаемый специально уполномоченным органом государства, который устанавливает, изменяет или отменяет правовые нормы.
Издание специальных документов, представлявших собой свод правовых обычаев, воспринималось современниками не как собственно создание правовых норм, а
Будучи обращено к сознанию, воле людей, право оказывает на них идейное (информативное) воздействие. Но специфическим воздействием права является правовое регулирование. Правовое регулирование соединяет общеидейное воздействие с юридическим, которое осуществляется путем наделения участников общественных отношений субъективными правами и юридическими обязанностями.
Указывая на возможный или должный вариант поведения, правовые нормы придают такому поведению устойчивость благодаря государственной охране. Регулируя общественные отношения, право закрепляет или изменяет сложившиеся отношения, определенные отношения запрещает, или наоборот, поощряет или придает им обязательный характер. В общей теории права выделяют три метода (типа) правового регулирования: дозволение, предписание и запрет.
Учения о возникновении права обычно тесно связаны с концепциями происхождения государства, хотя содержат немало специфического.
Различные теоретико-правовые концепции дают различные определения права.
Обобщая эти подходы, под правом следует понимать систему социальных норм, имеющих общеобязательный характер и обеспеченных государственным принуждением.
Эта функция осуществляется путем запрещения общественно опасных деяний, а также применения юридических санкций к правонарушителям.
Существует несколько основных направлений в правоведении, коренным образом отличающихся своим взглядом на сущность права. Позитивно-правовая школа, представленная такими исследователями, как Г.
Именно Богом устанавливается в обществе вечный естественно-божественный порядок справедливости. Все люди равны и наделены Богом равными возможностями. Следовательно, нарушение этого равенства в человеческих отношениях есть отступление от божественного закона.
Важным фактором, поддерживающим божественный порядок в обществе, является наказание: при жизни со стороны государства, а после смерти за прегрешения и проступки, в том числе преступления, — божественным судом.Наибольшее распространение теологические учения получили в период утверждения феодальных отношений. В этот период появляется учение известного ученого-богослова Фомы Аквинского.
Согласно его учению миром управляет Божественный разум. Право есть действие справедливости в божественном порядке человеческого общежития, а сама справедливость выражает отношение человека не к самому себе, а к другим людям и состоит в воздаянии каждому ему принадлежащего.Ф.
Аквинский различал право и закон.
Но специфическим воздействием права является правовое регулирование. Правовое регулирование соединяет общеидейное воздействие с юридическим, которое осуществляется путем наделения участников общественных отношений субъективными правами и юридическими обязанностями.
Указывая на возможный или должный вариант поведения, правовые нормы придают такому поведению устойчивость благодаря государственной охране. Регулируя общественные отношения, право закрепляет или изменяет сложившиеся отношения, определенные отношения запрещает, или наоборот, поощряет или придает им обязательный характер.
В общей теории права выделяют три метода (типа) правового регулирования: дозволение, предписание и запрет. Учения о возникновении права обычно тесно связаны с концепциями происхождения государства, хотя содержат немало специфического.
Нередко проблемы правообразования рассматриваются в единстве с проблемами его природы, сущности, назначения права и правового регулирования.
Одни авторы предмет этой отрасли знаний, т.е. философии права или философско-правовых исследований в праве, сводят к гносеологическим проблемам права, а именно — к закономерностям познания права, к тому, как именно познается право, вычленяя из предмета теории права именно этот его элемент в качестве предмета философии права.
Другие авторы, и это более поздние направления исследований права, не отрицая, конечно, того, что проблемы познания права составляют важнейшую задачу философско-правовых исследований, делают акцент на аксиологических аспектах права (аксиология — наука о ценностях), т.е.
на познании ценностных основ права.