Главная - Авторское право - Создание и развитие российской таможенной системы в постсоветский период

Создание и развитие российской таможенной системы в постсоветский период


Уважаемые первокурсники!


В этой связи Федеральная таможенная служба России (ФТС РФ) стала внедрять «принцип светофора», то есть создание так называемых красного, желтого и зеленого «коридоров», что предполагает распределение, дифференциацию участников внешнеэкономической деятельности на три группы в зависимости от их честности, добропорядочности и незапятнанности деловой репутации [28]. Ведь далеко не секрет, что некоторые экспортёры-импортёры (как физические, так и юридические лица) стараются обойти таможенные правила, касающиеся своевременной и полной оплаты пошлин и налогов, исчисления таможенной стоимости, определения страны происхождения товаров и тому подобное. Поэтому эта схема даёт зелёный свет, то есть минимум времени, форм и методов таможенного контроля для честных представителей внешнеторговых организаций, добросовестных плательщиков и лиц, не имеющих нареканий со стороны таможенных органов и действующих в полном соответствии с

Таможенная система советского периода

29 декабря 1917 года В.И. Ленин подписал декрет СНК «О разрешениях на ввоз и вывоз товаров», согласно которому в деятельности таможенных органов первостепенное значение стали иметь контрольные функции за провозом товаров.

Разрешения на ввоз и вывоз товаров стали выдаваться исключительно отделом внешней торговли и промышленности, вывоз и ввоз товаров без таковых разрушений признавался контрабандой. Данный декрет ставил перед таможенными органами задачу борьбы с контрабандой, которая впервые признавалась опасным преступлением. Дмитриев С.С. Пограничная служба в России 1857 года в первой половине 19 века // Пограничник.

№ 7. 2014.С.12-16 29 мая 1918 года Ленин подписал декрет

«О разграничении прав центральной и местных властей по собиранию пошлин и регулированию деятельности местных таможенных учреждений»

.

В преамбуле декрета говорилось, что в интересах точного разграничения

1.2. Становление российской таможенной системы в XVII- XVIII в.В. Фритредерство и протекционизм

Таможенный тариф был отменён, ставки таможенных пошлин значительно снижены, а тариф 1731 года был явно фритредерским.

Таможенно-пошлинное обложение.
Новую таможенную реформу проводит императрица Елизавета Петровна. По её Указу (1753 г) отменяются внутренние таможенные пошлины, ликвидируются внутренние таможни, но одновременно повышаются пошлины, которыми облагались товары в пограничных и портовых таможнях. Отмена внутренних таможен и внутренних пошлин способствовала ускорению формирования единого всероссийского рынка [27].
Россия официально стала единой таможенной территорией, без внутренних барьеров, тем самым окончательно уничтожались пережитки феодализма, облегчался ввоз иностранных товаров.

Однако, в 1758 году все таможни, кроме остзейских и расположенных на азиатской границе, были отданы в откупное содержание Компании купца Шемякина со товарищи сроком на 6 лет. В августе 1762 года Императрице Екатерине II подписала Указ об окончательном приеме

Рабочая программа учебной дисциплины основы таможенного дела специальность: 036401 Таможенное дело

Тема 1.3.

Досоветский период развития таможенного дела в России (конец 19-начало 20 веков) Принятие первых таможенных уставов в России.

Функции таможенных органов, закрепленные в таможенных уставах: фискальная, экономическая, статистическая. Управление таможенным делом. Установление таможенной структуры. Тема 1.4. Особенности советского периода в управлении таможенной деятельностью Установление государственной монополии на внешнеторговую деятельность в Советском государстве.
Учреждение государственных органов управления таможенным делом.

Введение «Таможенного Устава СССР».

Переход от экономических методов управления к административно-командным мерам регулирования внешнеэкономической деятельности. Реорганизация таможенной системы, возникновение ГУ ГТК СССР, закрепление функций по контролю за соблюдением установленного порядка перемещения через границу товаров и транспортных средств. Тема 1.5.

Особенности развития таможенного дела советского периода

В связи с переходом к нэпу и возросшей потребностью в развитии внешнеторговых связей возникла острая необходимость в налаживании таможенного механизма регулирования внешней торговли, использовании возможностей тарифной политики в интересах защиты экономических интересов государства.

Особую роль здесь сыграл прорыв советским государством внешнеполитической блокады весной 1922 г. на конференции в Генуе. Еще до Генуэзской конференции были заключены торговые соглашения с Англией (16 марта 1921 г.), с Германией (6 мая 1921 г.), Норвегией (2 сентября 1921 г.), Италией (26 декабря 1921 г.).

Наряду с держа- вами-победительницами на конференцию была приглашена и побежденная Германия. Подписание Раппальского договора привело к прорыву «санитарного кордона». В 1930-е гг. таможенная система теряет свое значение, которое оно приобрела в 1920-е гг. Связано это со свертыванием нэпа, снижением внешнеторгового оборота (почти в три раза к середине 1930-х гг.).

Таможенное право

был принят Федеральный закон РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», в соответствии с которым одним из методов государстве иного регулирования внешнеторговой деятельности являлось ее таможенно-тарифное регулирование (ст.

13—14). Аналогичный по существу Федеральный закон РФ

«Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»

был принят 21 ноября 2003 г. В нем также предусмотрено таможенно-тарифное регулирование (ст.

12 и 19) в качестве одного из методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

С 1 января 2004 г. введен в действие уже второй кодифицированный нормативный правовой акт в сфере таможенного законодательства — Таможенный кодекс Российской Федерации.

Контрольные вопросы:

, Рис.2.1 Исходные начала и принципы таможенной деятельности в РФ, устанавливаемые Конституцией РФ который определяет принципы государственной политики, правовые основ деятельности органов государственной власти в отношении экспортного контроля, обеспечивает нераспространение оружия массового поражения, контроль за экспортом продукции военного и двойного назначения; «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (от 26.03.1998 №41-ФЗ) устанавливает, что Президент РФ определяет порядок ввоза и вывоза драгоценных металлов и драгоценных камней; «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами» (в ред.

9 марта 2004 г. был принят Указ Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», в соответствии с которым Государственный таможенный комитет Российской Федерации (ГТК РФ) был «преобразован» в Федеральную таможенную службу (п.

от 08.12.2003г.) устанавливает порядок принятия мер по защите российской экономики и отдельных хозяйственных субъектов от неблагоприятно воздействия иностранной конкуренции.

На их основе Правительство РФ принимает постановления

Таможенная система советского периода

Марков Л.Н.

Очерки по истории таможенной службы.

Иркутск: Изд- во Иркут. ун-та, 1987, с.

65. 29 декабря 1917 года В.И.

Ленин подписал декрет СНК «О разрешениях на ввоз и вывоз товаров», согласно которому в деятельности таможенных органов первостепенное значение стали иметь контрольные функции за провозом товаров. Разрешения на ввоз и вывоз товаров стали выдаваться исключительно отделом внешней торговли и промышленности, вывоз и ввоз товаров без таковых разрушений признавался контрабандой.

Данный декрет ставил перед таможенными органами задачу борьбы с контрабандой, которая впервые признавалась опасным преступлением. 29 мая 1918 года Ленин подписал декрет

«О разграничении прав центральной и местных властей по собиранию пошлин и регулированию деятельности местных таможенных учреждений»

. В преамбуле декрета говорилось, что в интересах точного разграничения прав центральной

1.5.

Российская таможенная система в постсоветский период (конец XX — начало XXI в.)

Первые шаги таможенной службы новой России пришлись на период экономического кризиса.

Начало 1990-х гг. ознаменовалось спадом во внешней торговле по всем товарным позициям, кроме энергоносителей. В 1991 г. экспорт товаров сократился на 28,4%, импорт — на 46,2%.

Общий объем товарооборота снизился до 62,8% от уровня 1986 г.

В этих условиях Правительство РФ предприняло усилия, направленные на стабилизацию внешнеэкономической политики, выработку соответствующего механизма таможенного регулирования.

В ноябре 1991 г. после принятия Указа Президента России

«О либерализации внешнеторговой деятельности на территории РСФСР»

таможенным органам пришлось решать совершенно новые для них задачи: осуществлять прогнозирование возможного характера таможенно-тарифной политики, формировать механизм таможенно-тарифного регулирования.