Оглавление:
С одной стороны, знание родного языка дается ребенку с детства, он овладевает им так же естественно, как дышит и растет.
С другой стороны, это сложная дисциплина, требующая большого труда. Когда учиться интересно, легко учиться, хочется учиться, радостно учиться.
А счастливого ребенка легче учить и воспитывать, легче развивать его духовный потенциал. Теперь о самом главном. Почему наши дети так неграмотно пишут? Каждый из нас даст свой ответ и, конечно, будет по-своему прав.
Учителя начальных классов знают, что одной из самых сложных тем в начальной школе является правописание безударных гласных в корне слова.
Проанализировав свою работу за многие годы, я поняла, что в наших учебниках очень мало включают слова в лексическую, грамматическую, орфографическую работу, в работу по развитию речи на различных уровнях, которая обеспечивает ту самую неоднократность предъявления слов, без которой невозможно надежное усвоение норм литературного ударения.
Примеры: — «пекарь», «аптекарь» (проверочное слово: звонарь); — «смелость», «радость» (злость); — «дедовский», «малиновский» (московский);- «красота», «высота» (широты), и так далее. Бывает, что подобрать проверочные формы таким образом достаточно сложно, кроме того, существуют исключения, но данный вариант выручит во многих случаях.
При проверке написания суффиксов «-ек-» и «-ик-» нужно помнить, что «-ик-» не меняет своей формы при склонении, а буква «е» является беглой гласной. Например: «дворник» (дворника), «ученик» (ученика) или «барашек» (барашка), «первоклашек» (первоклашка).
Проверяя написание суффиксов «-ец-» и «-иц-», нужно определить, к какому роду относится слово. Существительные мужского рода на конце имеют суффикс «-ец-» («смалец», «хлопец»),у существительных среднего рода в конце пишется «-ец-», если ударение стоит после суффикса, и «-иц-», если ударение располагается перед суффиксом («пальтецо», но «платьице»).
Суть этого принципа правописания состоит в том, что в слове сохраняется единое написание морфем независимо от их звучания, кроме случаев чередования гласных и согласных.В безударных слогах пишется та же гласная, которая выступает в том же слоге под ударением в родственных словах или формах слов.Чтобы правильно написать слово с безударными гласными в корне, необходимо подыскать проверочное слово, в котором ударение прояснит звучание сомнительного гласного.Безударные гласные можно проверить ударением двумя способами:1. подобрать однокоренное слово (слова)
2.
изменить грамматическую форму исходного слова
Если в проверяемом -оро-/-оло (русское слово) – ищем однокоренное с –оро-/-оло.
Корни с чередованием гласных – одни из самых сложных!Их нужно знать наизусть! Выучите эти примеры.
Формулировки задания А13 могут быть разные:
Алгоритм действий №1.
1.
Урок-игра
Организационный момент. Микроцель: подготовить учащихся к работе, создать ситуацию успеха.
Итак, друзья, в добрый путь! (На доске появляется карта путешествия) Учитель: – Скажите ребята, чему учит нас орфография? Дети: – “Орфография” по – древнегречески означает “прямой” “графо” – пишу, значит это правильное написание слов. Учитель: – Откройте тетради. Запишите число.
Чистописание. ал ол ял ил ел 2.
В такой ситуации его написание следует уточнить в орфографическом словаре и запомнить.
Примеры — арбуз, человек, чеснок, поролон, календарь, пакет и многие другие. В этом случае правописание может зависеть от различных факторов:
Чтобы не совершить ошибку, необходимо запомнить, в каких именно корнях появляются чередующиеся гласные и каким правилам они подчиняются.
, отмечается стойкость и большая распространенность орфографических ошибок у данной категории детей.
Методика преодоления данных нарушений строится с учетом следующих положений и принципов: на логопедических занятиях проводится комплексный подход по коррекции дисграфии и дизорфографии с устранением нарушений звукопроизношения, чтения и письма, то есть исправление недостатков фонетико — фонематической стороны речи; формирование орфографическогоТак, безударные неполногласные сочетания ра, ла (врата, сократить, бразды, глава, облако, влачить и подобные) всегда пишутся с буквой а — это старославянские по происхождению слова; в русских корнях таким сочетаниям соответствуют полногласные оро, оло (ворота, короткий, борозды, голова, волочить).Нельзя проверять безударную гласную о в корнях глаголов совершенного вида формами несовершенного вида.
В словах затопить, опоздать, проглотить, раздвоить, затоптать и других гласная о проверяется однокоренными словами поздно, глотка, двое, топчет, хотя есть глаголы затапливать, опаздывать, проглатывать, раздваивать.Данное правило не распространяется на иноязычные слова, так как в них проверяемая и проверочная гласные могут относиться к морфемам разного происхождения. Так, в слове аккомпанемент суффикс -емент французского происхождения, а в глаголе аккомпанировать суффикс -ирова- — немецкий.
Сравните:
Если в корне слова появляется буква ё, то без ударения пишется буква е: весна – вёсны, летать – полёт, слеза – слёзы. Определив с помощью ударения правильность написания гласной в корне слова, мы знаем, как писать однокоренные слова: повар – варит, варка, навар, самовар, заварка повстречались – встреча, встречный Но даже если мы не можем проверить ударением гласную в корне, то мы можем запомнить написание этой буквы в одном слове, чтобы правильно писать все однокоренные родственные слова.
Например, в словах: собака, сарай, вокзал, стакан – для проверки гласных в корне не подобрать проверочного слова, но мы можем запомнить правильность написания одного слова, и будем знать, как писать однокоренные слова: стакан – подстаканник, стаканчик собака – собачий, собакам вокзал – привокзальный, вокзалам Мы узнали, как проверить правописание слов с одной безударной гласной в корне слова.